Поворачиваем в направлении урочища Александрово. Где на карте обозначена «дорога с твердым покрытием», прохожу колдобины на сцеплении и парочку на понижайке. Есть вероятность свалиться с размытой дороги. На удивление, где нарисована тропа — хорошая, ровная, лесная дорога. Но всему приходит конец. Вернее начало! Начало брода. По колено глубиной, 80м длиной. Подумал, посмотрел, прикинул за что лебедиться и ходом его прошел. Дно твердое, едеться легко. Дальше была череда луж, не больших и не маленьких, было пару неудобных объездов упавших деревьев. Было разлившийся в прудик ручей. В самом глубоком месте, перед выездом, до 70см. В целом, дно твердое. Не считая глубоких и мягких колей. Машинам пониже может быть не так комфортно. На выходе слегка побуксовал.
И дальше упираемся в очередное болото. Вот тут уже напряжно. Дно илистое, более полуметра, более ста метров в длину, объезды только хуже, что за ним не понятно. Пройти пешком до конца не получилось — не было с собой сапог. Минут сорок смотрел и думал, ходил, пил чай, да и развернулся в обратную сторону. Ну его нафиг. Хотелось уже отдохнуть. Совершенно без проблем, не глядя, ходом преодолели все препятствия в обратном направлении и поехали в сторону стоянки на Держе. Решили миновать одну из целей поездки, сам город Старица. Больно уж мало времени на следующий день, а ехать еще прилично. Еду по навигатору, грейдеры сменяются хорошим асфальтом и проселками. То то, то это. Как вдруг, в очередной раз, программа жестко подставляет! Вместо «дороги с твердым покрытием», перед нами оказывается перепаханная, жидкая от дождей лесовозка! С колеями по пороги... Ну чтож.. После пройденных болотец, очень уж хочется спать. Блокировка заднего дифференциала, третья пониженная и ходом, пока идется! В какой-то момент теряю руль, автомобиль кидает в сторону, падает скорость и три тонны влипают в эту вонючую жижу. Никакие раскачки не работают. Прилипли полностью. Ладно, есть лебедка. Цепляю за осину. Нажимаю кнопку пульта, секунд 5. Егор смотрит и произносит: - Это что, дерево падает?! Отвечаю: - Да не, все отлично! Снова включаю лебедку и через мгновение, в трех метрах от капота приземляется сухая, двадцатиметровая осина! Смешно и удивительно! И неимоверно лениво и противно идти перецеплять трос за что-нибудь еще. А это самое что оказалось еще и в недосягаемости троса. Пришлось разматывать два удлинителя, 40 метров в общем, тянемся за охапку кустов и тонкую березку. Кусты оказались надежнее осины! Дальше, в общем, до конца этой «дороги» было газ в палас, куча ударов о днище, один отрыв передней оси от земли и масса эмоций. Двигаясь по направлению к Держе встретили двух лосей. Упираемся в СУ-5. По плану, он должен был быть самым простым. Но длинным — несколько километров. Едем, пока не начинает блестеть под колесами очередное болотце. Все, хватит! На часах около трех ночи, пора отрубаться. На палатку уже нет сил, посему просто раскладываю переднее сиденье в ровный лежак со вторым рядом и отрубаюсь.
По утру нас ждали лосиные какашки! Даже мягко сказано. Кажется, что все лоси округи ходят именно на эту поляну и только. Шагу ступить было некуда. Не долго думая, надо ехать спец-участок. Назад возвращаться слишком долго. Оказлось все не так критично, как виделось в ночи. Да лужи, но мелкие и не опасные. Хоть и много. Красивое поле с дубами и пасущимися лошадьми. Места очень красивые! Надо будет вернуться сюда летом.
Ура! Мы проехали все спец-участки! Выезжаем на асфальт, маленький перегончик и первая достопримечательность этого дня — заброшенные каменоломни. Еще с XII века и по начало XX здесь добывали известняк для Поволжья. Смотреть, к сожалению, не на что. Ничего интересного. Пара снимков и мчим на одну из самых желанных точек — Скалы на Держе!
«Старицкие ворота», «Подмосковная Карелия», как только не называют это чудное место! Одни из самых высоких скал близ столицы. Отвесные склоны до сорока метров и выступающая порода делают это место потрясающе живописным и непривычнм взгляду в центральном округе. Все таки не много у нас такого.
Встретили группу водников, пообщались с ними, мол мало воды в этом году. Огляделись, отдохнули, пообедали, да и поехали дальше.
Каменоломни по соседству особого интереса не представляют. Но разок заехать можно.
Дальше по плану был Зубцов. Поглядели мемориал жертвам великой отечественной войны. Очень уж он масштабен!
Красивый вид на слияние Волги и Вазузы.
Отсутствующее время, чтобы посещать краеведческий музей и валы былого городища... Изначально тайминг первого дня был иной и сейчас мы должны были посмотреть много больше и быть подальше. В итоге увы, Зубцов, как и Старица остается на следующую поездку. На пути к дому заехали посмотреть на затонувшую часовню в бывшем селе Архангельское-Чашниково.
В 70-х годах при строительстве Вазузского водохранилища церковь была затоплена. По наиболее достоверной версии - это остатки часовни, которую помещик села Александровское воздвиг на месте гибели сына, утонувшего в омуте реки Вазузы.
«Жил да был в старые времена мужик. И был он рыбаком заядлым да знатным. Много всяких хитростей да премудростей рыбацких знал. Пошел он однажды на речку Вазузу рыбачить. Наладил наживку хитрую, поплевал для верности, перекрестился и начал рыбу ловить. Не везло ему что-то в этот раз, не было клева. Час просидел мужик на берегу. Два просидел. Уже дремать начал, и вдруг клюнула рыба. Ловко подсек рыбак добычу и вытащил на берег. Смотрит, а рыба-то не простая, чешуя золотом горит. Удивился рыбак, стал рыбу рассматривать, а она ему и говорит человеческим голосом: Отпусти ты, мил человек, меня в воду. Дорогой за себя дам откуп. Откуплюсь, чем только пожелаешь. Чуть не помер со страху рыбак, дар речи потерял. Рот открывает, а сказать ничего не может. Сам как рыба стал. Взял с испуга, да и бросил её обратно в воду. А рыба не уплыла, а опять заговорила: За доброту твою да умение будет у тебя удача во всех делах и достаток в доме. Вильнула хвостом и скрылась, одни круги на воде остались. Стало мужику, после этой истории, во всех делах везти. За что не возьмется, все дела ему удаются, да и в семье достаток появился. Стал он добрым барином, отстроил себе дом на берегу и про рыбку не забыл. Поставил ей маленький, каменный домик прям у речки. И до старости там с рыбкой философские беседы вел. Много с тех пор воды утекло, многое позабылось, но и сейчас рыбаки пытаются там золотую рыбку поймать.»
Ну не знаю... Надо подходить вплотную, с другого берега. Издалека не разглядеть.
В Карманово натыкаемся на самолет. По легенде, во времена строительства Вазузского водохранилища, в Карманово была создана колония для расселения заключенных. Начальником этой колонии был п/п Ященко. Однажды, его сын, летчик гражданской авиации, увлекающийся подводным плаванием, утонул прямо на глазах отца. В честь его памяти отец и поставил этот самолет.
К этому моменту уже изрядно смеркалось, а до дома через какие-то срезки лесные. Ноги в руки, а вернее на кресло патруля и путь. Можайские тропинки оказались вполне легко проезжаемы даже на легковушке.
Лишь неожиданно поваливший снегопад мог малость порушить планы. Нам же, он добавлял колорита. Представьте — за окном желтая, прошлогодняя листва, повсеместно горят поля, сыпет снег, из колонки играет Леонид Федоров — Элегия. Ну чем не декорации к одному из фильмов Алексея Балабанова?
Использованы тексты с www.geocaching.su