Найти тему
Толкачев. Истории

Одна дорога с пятью человеческими судьбами

Море…
Сегодня оно несло к берегу мутно-прозрачные зыбкие горы. Кружило их, сталкивало и с грохотом обрушивало на мелководье. Широкие пенные языки с жадным шипением вылизывали отмель, подбирались к остову старого, изглоданного временем карбаса. В поселке уже никто не помнил, как и когда очутилась здесь эта дырявая посудина — брошенная за ветхостью или вынесенная невесть откуда шалой волной. Печальный символ утлой рыбацкой судьбы.
Олег Руднев «Долгая дорога в дюнах»

История любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты, которые берегли и собирали по крохам свое чувство столько долгих, военных и послевоенных лет...

-2

Как давно я смотрел этот фильм, и только теперь прочитал кинороман …

Во время чтения меня не покидала музыка Раймонда Паулса, солнечный луч, играющий в волнах Балтики, и улыбка на бесконечно красивом лице Лилиты Озолини, в которой растворены, наверное, все лучи солнца на Балтике.

Я перечитал текст, о котором думал больше двадцати лет после выхода фильма. Почему-то история  мне не давала покоя.
Я перечитал текст, о котором думал больше двадцати лет после выхода фильма. Почему-то история мне не давала покоя.

История бедного рыбака и дочери богатого хозяина

Об этом реальном случае Олегу Рудневу (руководителю Госкино Латвийской ССР) рассказал председатель юрмальского рыболовецкого колхоза «Узвара». Писатель Борис Полевой посоветовал обязательно связать историю с судьбой латышского народа. Роберт Рождественский как раз находился в Юрмале, и предсказал будущее этой истории в телевизионной саге, а еще посоветовал принять ее Председателю Гостелерадио, который вскоре одобрит сценарий и фильм будет запущен.

Руднев сделал наброски сценария. С пухлой папкой записей он начал разговор с режиссером Алоизом Бренчем: “Поставьте по моему сценарию многосерийный фильм!” И не ошибся в режиссере. Затем отправился в Москву – за сценаристом, который доведет записи до ума. Это согласился сделать Дмитрий Василиу. Поехали в Ригу, на взморье, на хутора. Побродили по узким улочкам старой Риги.

История борьбы за фильм

Вдова режиссера фильма А.Бренча вспоминает: «Если бы не Олег Руднев, фильм бы прикрыли. Именно он обеспечил поддержку Гостелерадио, встречал из Москвы бесконечных консультантов в штатском — генералов КГБ. В огромных количествах Олег глотал коньяк и кофе, пытаясь оставить в картине самые острые моменты. Ведь темы, которые там затрагивались, на тот момент казались совершенно не подлежащими обсуждению. Люди, разделённые сословными и классовыми предрассудками, любят друг друга. Глупая ссора и разрыв. Она выходит замуж за обожающего её негодяя. Он остается у разбитого корыта, не зная, что где-то растёт сын. И долгожданная встреча через тридцать лет, сквозь лихолетье, через Балтику и Сибирь».

Борьба за фильм продолжалась и во время съемок. Цензоры усердно исправляли и вырезали, ведь речь шла о сталинских репрессиях. Нескольких участников фильма вызывали в КГБ. А Сибирь, куда сослали “добрые земляки” Марту (обвинив ее в браке с Рихардом и связях с фашистами), снимали в карельской деревушке, посреди непроходимой тайги, лютой зимой. Вокруг ни души – ни телевизоров, ни магазинов, ни гостиниц. Деревенские приносили хлеб и молоко – тем и держались. На съемки из города выезжали ночью и часами тряслись в автобусе, чтобы успеть к раннему утру.

Даже киношная история пропажи ребенка Марты в начале случилась реально. Мальчик был латыш - не знал русского языка и деревенские ребята дразнили его фашистом. Он знал это слово, расплакался, убежал в лес, заблудился и продрог. Еле его отыскали. Потом сняли этот случай в фильме.

История ребенка-детдомовца, снявшегося в фильме

Эту историю рассказала актриса Лилита Озолиня. По сюжету, у Марты рождается ребёнок. Для съемок нужна мама с младенцем. Но сквозняк в студии такой, что все отказались от съемок. «Тогда нам привезли ребёнка из детдома. Даже не могу вам передать, какие чувства я испытывала, когда держала его на руках, и когда он начал тянуться к моему лицу своими маленькими пальчиками… — вспоминает Лилита. — И вдруг появилась женщина, которая усыновила этого малыша во время съемок. Это было чудом. Я ездила к ним в гости. Они жили за городом. Этот малыш вырос замечательным человеком. Даже только ради этого нужно было снимать этот фильм. Чтобы хотя бы один ребёнок был счастлив».

История девочки с фотографии, которую рассматривает Марта в опустевшем доме

Теперь война, и в Риге много пустых квартир. Располагайтесь, Марта. Хозяева сюда больше не вернутся…” – Марта входит в дом: плюшевый Мишка на ковре, а на стене – фотографии девочки. В жизни эту темноволосую девочку звали Шарлотта – она из детства режиссера Алика Бренча, его детская любовь.

«Он где-то отыскал ее старую карточку! – вспоминает Ирина Черевичник, редактор. – Они жили в Риге в одном дворе. Когда немцы пришли за евреями, Шарлотту выдал сосед. Она даже не плакала, только смотрела в глаза Алику, который стоял неподалеку. Девочке нашили на грудь желтую звезду и увели в газовую камеру. Всю жизнь Алик сожалел о том, что не смог ее спасти».

История актера Юозаса Киселюса

Юозаса быстро утвердили на роль, хотя по началу хотели снимать актера Ивара Калныньша. Роль принесла Юозасу известность и новые роли. Но в конце 1980-х годов у актёра обнаружился редкий порок сердца. Хотя он старался работать в том же темпе.

«Мои персонажи, те, кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества – норма для человека" – сказал когда-то Юозас Киселюс.

Руководитель театральной труппы В.Петраускас рассказал о депрессии Юозаса в последние полгода. Маленький заработок, проблемы с содержанием семьи. 7 мая 1991года Юозас возвращался домой с кинопроб. Выходя из троллейбуса он вдруг почувствовал резкую точечную боль, которая двигалась к сердцу и резала грудь. Он постоял немного возле стенда с номерами троллейбусных маршрутов - вроде бы все утихло, дошел домой, набрал "скорую".

Его отвезли в одну из Вильнюсских клиник. Измерили давление и сняли кардиограмму. Данные оказались, на первый взгляд, нормальные - из реанимации его перевели в обычную палату. Его проведал Петраускас. Юозас выглядел плохо, говорил, что ему холодно (держалась высокая температура). Еще признался, что не хватает лекарств, даже аспирина. Дочь должна принести. Уходя, Петраускас сказал: «Смотри, Юозас, я тебе запрещаю болеть, ты нам всем нужен».

Больше они не увидятся. Утром 10 мая Юозаса разбудят, посадят в коляску и отвезут в рентген-кабинет. После снимка сердца, его оставят одного в коридоре. Когда к нему подойдет врач – Юозас тут же встанет, предложит ей присесть… и упадет. Он упадет навсегда. Он упадет в ту бездну, откуда не возвращаются. Разве знал он, что так все выйдет, когда тебе всего сорок один год?

-4

Позднее медики установят, что спонтанно лопнула сердечная аорта.

Теперь вместо новых ролей есть лишь дорога. Она ведет на Антакальнисское кладбище в Вильнюсе.

-5

Мечта о продолжении...

Высоко в небе из-за тучки показался месяц. Он высветил кроны деревьев, притихший поселок, рыбацкую гавань, проложив на водной глади длинную лунную дорожку. Такую же долгую, как дорога к этим дюнам. Он светил для тех, кто сегодня был счастлив.

Это последние строки сценария.

В последних кадрах Артур возвращается с плавания домой - там, в потемках, за соснами, силуэты Марты и сына. Мы слышим его глубокое дыхание. И думается, может эта сцена снималась после 10 мая 1991 года? Ведь в фильме Марта тоже считала его погибшим, а он оказался живой.

...Когда-то все они мечтали снять продолжение “Долгой дороги”. Сценарий был готов, средства выделены, но Советский Союз распался, кино стало никому не нужным, а павильоны знаменитой Рижской киностудии переделали под каток.

P.S. В одном интервью Юозас Киселюс сказал, что получает много писем, где на конверте написано: «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга».

-6

Люди не ошиблись – актер сыграл самого себя.

И письма Артуру Банга приходили даже тогда, когда Юозаса уже не было.

Как же так могли сойтись звезды, что председатель колхоза хранил удивительную историю встречи двух людей через три десятка лет, что рассказал ее сценаристу, которая заденет слушателя за живое, и он будет защищать ее во всех инстанциях, и найдет таки режиссера, пережившего в детстве и бедность и батрачество, который примет фильм душой, и пригласит Лилиту и Юозаса.