Продолжаем "полезные прогулки" с детьми.
Знаменитый писатель Джанни Родари очень любил детей. Автор весёлых сказок, любимой многими книги «Приключения Чиполлино» часто говорил о том, что нужно постоянно будить в детях фантазию (если она, увы, спит) и развивать её, если она уже проснулась. Хочу напомнить несколько речевых игр, предложенных когда-то Родари для развития творческих способностей.
Кстати, уважаемые родители, игры с детьми приносят пользу т вам. Вы сами-то как часто развиваете свои творческие способности? Что-что? Времени нет? На работе устаёте? Дел по горло? Не в том возрасте? Это смешно? Вам больше заняться нечем? (Я какой-то вопрос забыла?))) Хватит искать причины, оправдывающие вашу леность и инертность. Поиграйте с детьми. И сами станьте хоть на полчаса остроумным, находчивым, непредсказуемым ребёнком! А потом опять к своим отчётам, кастрюлям, диванам и телевизорам.
Играем в сказку с Джанни Родари
Перевирание сказки
1. Вспоминаем про себя какую-то известную сказку (известную вашему ребёнку). Называем 5 слов, подсказывающих сюжет этой сказки. Например: «поросята», «лето», «песенки», «домики», «волк» (сказка «Три поросёнка). Или «крокодил», «гармошка», «друг», «старуха», «крыса» (сказка о Чебурашке и Крокодиле Гене). Или «королевство», «сёстры», «зима», «снеговик», «олень» («Холодное сердце»).
2. Называем шестое «постороннее» слово, которое никак не связано с содержанием предлагаемой сказки. Например, «компьютер» (или «пельмени», или «полицейский»).
3. На основе всех слов, включая и «постороннее», ребёнок должен придумать историю. Это может быть традиционный сюжет, в который умело вплетён новый предмет (герой), или оригинальная история.
Например: «Крокодил Гена продал свою гармошку, чтобы на вырученные деньги купить компьютер для своих друзей. Чебурашка попросил старуху Шапокляк помочь, так как оказалось, что Шапокляк – специалист по компьютерам. Крыса Лариса перегрызла провод от компьютера и …»
Если ребёнку сложно справиться одному, взрослый может помогать время от времени. Вариант: ребёнок и взрослый произносят по очереди по одному предложению.
Что развивается во время игры: гибкость мышления, быстрота реакции (способность реагировать на изменившиеся обстоятельства), чувство юмора, фантазия.
А что было потом?
Вспоминаем с ребёнком сказку и начинаем задавать вопросы о героях истории, об их дальнейшей судьбе, об их поступках и т.д. Вопросы могут задавать по очереди взрослый и ребёнок. Конечно, на вопросы нужно отвечать.
Например:
- Носила ли Золушка хрустальные башмачки после свадьбы или поставила их в шкаф? Может быть, один башмачок треснул или разбился?
- Похищала ли Снежная Королева ещё мальчиков и девочек? Если да, то каких: может быть, непослушных, грубых, злых?
- Каким стал Кот в сапогах через несколько лет?
- Продолжают ли дружить Дюймовочка и Ласточка?
- Куда дел Иван-царевич меч-кладенец?
Что развивается во время игры: воображение, логика, умение задавать вопросы.
Уважаемые читатели! Интересна ли вам эта тема? Стоит ли рассказывать о других речевых играх, предложенных Джанни Родари (их много!)?
О чём бы хотели прочитать? Что обсудить? Книги? Фильмы? Взаимоотношения с детьми? Школьные темы?
Читайте статью "5 игр в слова на прогулке с ребёнком".