Стихотворение "В Северном море" (1907) даёт нам представление о том, как отдыхали на морских курортах более века назад. В данном случае Блок описывает берег Финского залива недалеко от Петербурга. Упомянутый рыбачий Вольный остров ныне присоединен к острову Декабристов и занят портовой зоной. А надписи на мостках "Здесь были Коля с Катей" и тд еще раз подтверждают, что речь идет о Петербурге, несмотря на то, что название "Северное море" употребляется сейчас по отношению не к Балтийскому, а именно к Северному морю (омывает берега Дании и Британии). Северное море в данном случае просто указывает на географический север.
Что сделали из берега морского
Гуляющие модницы и франты?
Наставили столов, дымят, жуют,
Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,
Угрюмо хохоча и заражая
Соленый воздух сплетнями. Потом
Погонщики вывозят их в кибитках,
Кокетливо закрытых парусиной,
На мелководье. Там, переменив
Забавные тальеры и мундиры
На легкие купальные костюмы,
И дряблость мускулов и гру'дей обнажив,
Они, визжа, влезают в воду. Шарят
Неловкими ногами дно. Кричат,
Стараясь показать, что веселятся.
Поэт описывает модное петербургское общество, проводящее время на побережье, но никак не способное оценить всю природную красоту этого места. Отдыхающие ведут привычный образ жизни: сплетничают, курят, жуют - и в качестве особого курортного развлечения окунаются в воду.
Нас с вами, конечно, больше всего будут интересовать забавные тальеры, легкие купальные костюмы и кибитки. Начнем с последних для ясности.
На рубеже 19-20 веков курортники всё ещё купались в кабинках, следуя правилам этикета 18-19 веков, согласно которым купающегося человека не должно было быть видно с берега. Как это работало? Купальщик заходил в кабинку на берегу, там он переодевался в купальный костюм и давал сигнал к движению. Служители пляжа впрягали лошадей - кабинки были на колесах и действительно напоминали кибитки - и отвозили купальщика в море. На самых модных курортах были оборудованы рельсы для спуска кабин. Потом кабинку разворачивали лесенкой к морю, лошадей распрягали и отводили на берег, купальщик мог насладиться водными процедурами, а когда был готов ехать обратно, поднимал над кабинкой красный флажок. Вернувшись на берег, он выходил снова в своём обычном костюме. Что важно помнить? Мужчины и женщины купались раздельно. Однако...
Купаться в кабинках можно было всем: даже королева Виктория спокойненько позволяла себе искупаться, не опасаясь ненужных взглядов!
Что еще? Купание в кабинке подробно описано Владимиром Набоковым в "Других берегах". Они отдыхали на теплом море, потому в воде проводили много времени, и после плавания их в кабинке растирали досуха полотенцами и поили ароматным горячим напитком служители пляжа.
Теперь поговорим о "легких купальных костюмах". Увы, "легкими" они точно не были - но для Блока, человека того времени, они, конечно, лёгкие.
В 1890 - 1900 вошли в моду высокие купальные ботинки
Итого, дамский купальный костюм состоял из ботинок, чулок, белья, купального костюма (в составе шаровар-блумеров до колен с туникой сверху). А так же: ткани были... шерстяными. Считалось, что шерсть лучше всего подходит для любой спортивной одежды. А ткань для купальника еще и не должна была просвечивать в мокром виде.
А еще: "Австралийская русалочка" - как называли пловчиху и актрису Аннетт Келлерманн - создала собственную линию купальных костюмов. У них отсутствовала юбочка. Некоторые покрывали тело полностью - вроде современных гидрокостюмов.
А теперь "забавные тальеры". Тальер - tailored suit, костюм "портной" или прогулочный костюм. Названий у него много, а суть одна: это костюм а) пошитый мужским портным по технологии мужского костюма б) состоит из юбки и жакета в) носится в дневное время "по делам", потому очень практичный и удобный в движении. Для курорта шили специальные тальеры: светлые, из более легких тканей, иногда с элементами морской моды в отделке.
В реальности это выглядело вот так. Многие молодые дамы уже позволяли себе снимать жакет и оставалась в блузах.
А еще в реальности дешевые курорты выглядели вот так. Ну ничем не отличается от Анапы в высокий сезон. Яблоку негде упасть, денег на наём кабинки тоже, видимо, нет.
В общем, прав был Александр Блок: никакой поэтики в курорте нет. То ли дело уйти на пузатой моторной лодке далеко в море, где:
А там - закат из неба сотворил
Глубокий многоцветный кубок. Руки
Одна заря закинула к другой,
И сестры двух небес прядут один -
То розовый, то голубой туман.
И в море утопающая туча
В предсмертном гневе мечет из очей
То красные, то синие огни.
Вот это красота! Не то что тальеры и кабинки :-)
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я одеваю литературных героинь. А еще я люблю ваши лайки ;-)