Найти в Дзене
Радио «Орфей»

Конкурс Чайковского: кошмар пианиста наяву

Как прошел первый вечер финального тура у пианистов на Конкурсе Чайковского и почему Ань Тяньсю не вступил вовремя в Рапсодии Рахманинова, рассказывает Наталия Сергеева. 

«А с вами можно пройти?» — робко спрашивает у меня женщина средних лет с глазами, полными надеждой. На входе в БЗК толпа людей самых разных возрастов: от студентов до дам солидного возраста. Ажиотаж не случаен — начались финальные прослушивания у пианистов на Конкурсе Чайковского, куда билеты давно проданы.

Зал набит до отказа. В амфитеатре слушатели сидят на ступеньках, а в партер суровые жрицы храма искусства великодушно пропускают только гостей с билетами и журналистов. 

Третий тур открывает воспитанник Московской консерватории, ученик Сергея Леонидовича Доренского, Константин Емельянов. В его исполнении звучат Третий концерт Прокофьева и Первый Чайковского. После выступления пианист выжат, его черная рубашка мокрая насквозь, а лицо уставшее. Но Константин находит в себе силы принять поздравления, раздать поклонникам автографы и ответить на вопросы прессы, которая не хочет его отпускать, заставляя то «наиграть что-нибудь», то «пройтись по улице на камеру». 

Оказывается, музыкант совсем не следит за нынешним Конкурсом Чайковского. 

«Мне профессор и другие преподаватели говорили, никогда нельзя слушать других участников конкурса. И нельзя ходить на концерты накануне выступления. Потому что на подсознании остаются идеи и энергетика исполнителя, которого ты послушал перед собой. После финала я послушаю некоторые исполнения, почитаю, что писали в прессе. На время конкурса я удалил все приложения социальных сетей, оставил только электронную почту, чтобы ничто не отвлекало», — рассказывает Константин Емельянов.

«Всё хорошо, я получил удовольствие», — с улыбкой радости на лице и почти на ходу отвечает на вопросы журналистов Дмитрий Шишкин. Кажется, музыкальный марафон его совсем не вымотал, и он с легкостью может повторить на бис и Третий концерт Сергея Сергеевича, и Первый Петра Ильича. 

Публика долго не хотела отпускать пианиста со сцены. Чтобы усмирить зал между исполнением концертов, когда шквал аплодисментов перешел в ритмичную овацию, Шишкин со сцены кивнул ведущему, чтобы тот объявил следующее произведение.

Дирижёр Василий Петренко и пианист Ань Тяньсю
Дирижёр Василий Петренко и пианист Ань Тяньсю

Завершал первый вечер финального тура участник из Китая Ань Тяньсю, который выбрал для исполнения Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова и (какая неожиданность!) Первый концерт Чайковского. С лучезарной улыбкой пианист выходит на сцену, садится за рояль. Оркестр начинает играть вступление к Рапсодии, слушатели напряженно ждут первую октаву «ля» у солиста. Но она не случается...

Что же произошло?

Перед выходом Ань Тяньсю ведущий начал объявлять Концерт Чайковского, но затем, извинившись, сказал, что сейчас всё-таки прозвучит Рахманинов. Почему? В программке у ведущего действительно первым номером стоял Чайковский, но инспектор оркестра, находившийся рядом и, видимо, прочитавший в висящем на двери списке, что Тяньсю сперва играет Рапсодию, решил исправить ситуацию, громко отчеканив: «Рахманинов!» Ведущий объявил заново. (Видео этого закулисного момента можно посмотреть в Инстаграме @radio.orpheus в актуальных сторис).

Такое снится только музыкантам, и только в кошмарах. Что может быть страшнее выхода на сцену, когда ты готовишься играть одну программу, а тебе объявляют другую, и коллеги, с которыми ты выступаешь, начинают исполнять именно её? На Конкурсе Чайковского кошмар стал реальностью.

Будет ли Тяньсю подавать аппеляцию и согласится ли её принять оргкомитет, неизвестно. 

Наталия Сергеева