Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Кома" и "Коррида"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

"Кома"

Картина дебютантов Нийоле Адоменайте и Бориса Горлова - одна из самых заметных отечественных "лагерных" лент, разоблачающих ужасы эпохи сталинизма.

Еще не видя фильма, можно было предположить, что авторы постараются решить его в "германовской" стилистике: вирированный желтоватый цвет, россыпь бытовых подробностей тщательно прописанного фона, аскетичность и вместе с тем полифония звукового решения. Отсутствие примелькавшихся на экране лиц, замененных типажностью малоизвестных исполнителей.

-2

С первых же кадров "Комы", рассказывающей о женских судьбах послевоенного ГУЛАГа, оказалось, что такого рода прогноз точен. Судьба бывшей студентки Марии, попавшей в конце 1940-х в один из северных лагерей, показана на экране именно в таком ракурсе.

Молодая актриса Наталья Никуленко хорошо передает отрешенность и опустошенность своей героини, прошедшей сквозь ад унижений и насилия.

"Кома" - страстный призыв к человечности, к тому, чтобы те страшные времена никогда не повторились. Картина искренняя и честная. Вместе с тем, на фоне произведений А.Солженицына и В.Шаламова "Кома" кажется лишь талантливым наброском на кровоточащую тему...

"Коррида"

Он и Она - одни на маленьком островке. Вокруг - мрачноватая рябь морской волны...

Он -стареющий писатель. Она - его молоденькая жена. Позже к ним присоединяется третий - ее бывший любовник. Завязывается традиционный любовный треугольник...

Это притча Олава Неуланда "Коррида".

Смотреть, конечно, можно все подряд. Особенно если не пытаться вникать в сюжет.

Но что поделаешь - привычка к размышлению берет свое. И тогда возникает резонный вопрос: где же живут герои "Корриды"?

Впрочем, для притчи о вечных вопросах бытия это не имеет значения.

Но, увы, слишком несамостоятельными, откровенно заимствованными выглядят в картине как моральная проблематика, так и стилистика.

Чего тут только нет! И потуги (впрочем, безуспешные) на жесткий и бескомпромиссный психологизм Бергмана с его испепеляющей правдой крупных планов и деталей. И шоковые сцены в духе Луиса Бунюэля.

Киноэрудиции Неуланда можно, пожалуй, позавидовать. Но зачем все это в картине?

Ведь "Коррида" - не учебное пособие для начинающих киноведов, а фильм, рассчитанный якобы на обычных зрителей. А им, думаю, наблюдать, как "рвут страсти в клочья" некий прозаик, нытик-фотограф и легкомысленно-утомленная девица не так уж любопытно.

Дебютную картину О.Неуланда "Гнездо на ветру" отличала строгая чистота формы, лаконичность и психологическая глубина.

И вдруг - явно подражательная "Коррида". Поворот неожиданный и обидный...

Александр Федоров, 1989