Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Кома"
Картина дебютантов Нийоле Адоменайте и Бориса Горлова - одна из самых заметных отечественных "лагерных" лент, разоблачающих ужасы эпохи сталинизма.
Еще не видя фильма, можно было предположить, что авторы постараются решить его в "германовской" стилистике: вирированный желтоватый цвет, россыпь бытовых подробностей тщательно прописанного фона, аскетичность и вместе с тем полифония звукового решения. Отсутствие примелькавшихся на экране лиц, замененных типажностью малоизвестных исполнителей.
С первых же кадров "Комы", рассказывающей о женских судьбах послевоенного ГУЛАГа, оказалось, что такого рода прогноз точен. Судьба бывшей студентки Марии, попавшей в конце 1940-х в один из северных лагерей, показана на экране именно в таком ракурсе.
Молодая актриса Наталья Никуленко хорошо передает отрешенность и опустошенность своей героини, прошедшей сквозь ад унижений и насилия.
"Кома" - страстный призыв к человечности, к тому, чтобы те страшные времена никогда не повторились. Картина искренняя и честная. Вместе с тем, на фоне произведений А.Солженицына и В.Шаламова "Кома" кажется лишь талантливым наброском на кровоточащую тему...
"Коррида"
Он и Она - одни на маленьком островке. Вокруг - мрачноватая рябь морской волны...
Он -стареющий писатель. Она - его молоденькая жена. Позже к ним присоединяется третий - ее бывший любовник. Завязывается традиционный любовный треугольник...
Это притча Олава Неуланда "Коррида".
Смотреть, конечно, можно все подряд. Особенно если не пытаться вникать в сюжет.
Но что поделаешь - привычка к размышлению берет свое. И тогда возникает резонный вопрос: где же живут герои "Корриды"?
Впрочем, для притчи о вечных вопросах бытия это не имеет значения.
Но, увы, слишком несамостоятельными, откровенно заимствованными выглядят в картине как моральная проблематика, так и стилистика.
Чего тут только нет! И потуги (впрочем, безуспешные) на жесткий и бескомпромиссный психологизм Бергмана с его испепеляющей правдой крупных планов и деталей. И шоковые сцены в духе Луиса Бунюэля.
Киноэрудиции Неуланда можно, пожалуй, позавидовать. Но зачем все это в картине?
Ведь "Коррида" - не учебное пособие для начинающих киноведов, а фильм, рассчитанный якобы на обычных зрителей. А им, думаю, наблюдать, как "рвут страсти в клочья" некий прозаик, нытик-фотограф и легкомысленно-утомленная девица не так уж любопытно.
Дебютную картину О.Неуланда "Гнездо на ветру" отличала строгая чистота формы, лаконичность и психологическая глубина.
И вдруг - явно подражательная "Коррида". Поворот неожиданный и обидный...
Александр Федоров, 1989