К блестящей плеяде древнегреческих философов, живших в Афинах, принадлежит Анаксагор (древне-греч. Ἀναξαγόρας), создавший здесь свою школу, так и названную Афинской. В то время, когда он жил, а это был рубеж V-IV веков до н.э., греческая культура находилась на пике своего развития. Философия в Греции к тому времени уже имела свои традиции, к важнейшей из которых относилась натурфилософская. Мыслители искали первооснову мира.
Эту проблему поставили перед собой еще представители Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), взгляды которых были близки Анаксагору. Как и милетцы, он был также астрономом и математиком. До нас дошло более 20 фрагментов его прекрасно написанных сочинений, так что можно, в целом, иметь довольно полное представление об его учении.
Когда Анаксагор был еще достаточно молодым человеком, в Афинах начал править Перикл, который начал проводить там мощные реформы. Так получилось, что в этот период именно Афины стали культурным центром средиземноморья, и интеллектуалы со всей Эллады потянулись туда. Так и Анаксагор, уроженец Клазомен, переехал в Афины и вошел в ближний круг Перикла. Царь стал его учеником. Такие люди, как Ахелай, Эврипид, Фукидид стали друзьями Анаксагора. Они встречались, беседовали, образовав своего рода клуб интеллектуалов.
Смелость мысли Анаксагора была необыкновенной. Это был истинный философ, не боящийся высказывать свои идеи, какими бы непривычными они ни были. Милетцы, а также эфесец Гераклит, считали, что в основе мира лежат какие-то стихии — вода, огонь, воздух и т.п. Но Анаксагора не устраивал такой подход. Он понимал, что начало мира не может быть сведено к конкретной стихии. Поэтому он предложил понятие гомеомерии ("семян"). Это материальные, неподвижные и однородные частички.
Разумеется, подкованный человек сразу подумает об атомах Демокрита. Однако гомеомерии и атомы, при некотором сходстве, все же разные частицы. "Семена" породил вселенский разум — нус (νοῦς) в момент создания мира, выделив их их царившего изначально хаоса. Появление гомеомерий означало, что возникли пространство и время, и значит — Вселенная. Таким образом, сама по себе материя возникла благодаря внешнему источнику — нусу.
Будучи астрономом, Анаксагор доступными в то время средствами изучал звездное небо и сделал вывод, что космические тела тоже материальные, а отнюдь не мистические существа. Он говорил, что Солнце — всего лишь раскаленный камень, а не божество, как тогда было принято думать. К этой мысли прицепились как за богохульство, и Анаксагор попал под суд. Обвинение было очень тяжелым, философу грозила смерть. Адвокатом своего учителя выступил Перикл. Его речь была великолепной по форме и по содержанию. Он сумел переубедить судей, и смертную казнь заменили на изгнание из Афин. Полностью оправдать философа при таком обвинении было нереально, так что Перикл добился максимума по этому делу.
Покинув любимый город, где было столько пережито и передумано, но оставив после себя тут философскую школу, Анаксагор уехал в Лампсаку, где потом и умер.
Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:
Праздник с точки зрения культурологии
Зачем нужны социальные институты
А вот тут занятная статья для интересующихся мифами:
Трагедия Ахилла: герой, носивший свою смерть на собственной пятке