Найти в Дзене

Праздник с точки зрения культурологии

Нет и не было ни одной цивилизации, ни одной культуры, где напрочь отсутствовали бы праздники. Праздник - это универсальный культурный феномен. Сейчас в мире существует много тысяч разнообразных праздников, и каждую минуту на Земле кто-то непременно что-то празднует.

Почему же так сложилось? В чем смысл праздника? Зачем он нам нужен?

Все фото из открытых источников в интернете
Все фото из открытых источников в интернете

Любой праздник - это система каких-то особенных действий. Они отличаются тем, что в обыденной жизни не производятся. То есть эти действия носят некий сакральный характер. Например, в Новый год мы ставим и украшаем елку, на Пасху красим яйца и т.д. Конечно, вы можете поставить елку и летом, но это будет просто чудаковатость и ничего более. Ценностный характер праздника в том, что он должен наступить вовремя, в свой срок. Только в рамках этого срока все праздничные действия имеют смысл. В другое время они выглядят странно.

Пасха.
Пасха.

Другой момент - причастность. Участвуя в праздничных действиях, люди демонстрируют свою принадлежность к данной конкретной культуре, к данному сообществу. Например, если вы празднуете ту же Пасху, вы подтверждаете свою принадлежность иудаистской или христианской цивилизации, но в зависимости от того, какую именно разновидность этого праздника вы отмечаете, в какие сроки, и какие действия при этом производите - вы подтверждаете свою принадлежность конкретной культуре, например, русской православной.

-3

Любой праздник, даже самый личный, имеет сакральный смысл. То есть показывает связь между обыденностью, обычной жизнью человека, и тем, что выходит за рамки этого, приобщает к чему-то высшему, вечному или необъяснимому. Например, вы празднуете свой день рождения. Казалось бы, совершенно личное дело. Но даже если вы особо не отмечаете его, все равно в этот день вы чувствуете особенность момента. Вы ощущаете себя не как всегда. Потому что день рождения - очень сакральное событие, это день перехода из тьмы в свет, из полубытия в полное бытие.

Именно поэтому этот день большинство людей как-то отмечает.

-4

Праздники издревле задавали ритм жизни. Поэтому они тесно связаны с календарем. Обычно праздник имеет циклический характер и отмечается один раз в год. Древние календари так и строились - дни считались от одного праздника до другого. Да и сейчас мы говорим:

"Давай встретимся после Нового года", "это будет до Пасхи", "до дня рождения успею сделать" и т.д. Древний праздничный календарь живет в нашем языке.

Праздник Ивана Купалы
Праздник Ивана Купалы

Праздник - особый день, поэтому и поведение людей отличается от обычного. Например, особая одежда (так называемая праздничная), особая еда (скажем, кулич и крашеные яйца), особое поведение (веселье, экзальтация, порой разнузданность) и т.д. Смеховой аспект праздника, выраженный в карнавальной культуре, проанализировал Михаил Бахтин.

Он рассмотрел смеховую культуру Средневековья и Эпохи Возрождения на примере книги Франсуа Рабле. Это исследование в советские времена приобрело культовое значение.

Итак, праздники нам нужны для того, чтобы мы могли показать свою причастность своей культуре, выйти за рамки обыденности, отдохнуть от привычных правил, ощутить взять с чем-то сакральным. Праздники нужны также для того, чтобы люди ощутили связь между собой. Любой праздник - подтверждение существующей связи. Поэтому мы на Новый год шлем троюродной тете открытку с поздравлением. И получаем поздравительный звонок от полузабытого одноклассника.

Так что, с праздником, дорогие мои читатели! Что бы вы сейчас ни праздновали.

Читайте еще на моем канале:

Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге

Что такое "зеркальное Я"