Есть хорошая аналогия, позволяющая сразу понять, в чем суть общества и общественных институтов. Ее применил еще Огюст Конт - основоположник социологии, а вслед за ним и другие классики этой науки. Согласно этой аналогии, общество похоже на организм, а социальные институты - на органы.
Такое сравнение легко запоминается, и, если человек способен мыслить хотя бы уровне простых обобщений (что должно быть доступно с пяти лет), то он без труда сделает выводы о сущности и роли социальных институтов в обществе.
Сперва скажу пару слов про общество как организме. Из этой аналогии вытекает ряд его сущностных (то есть наиболее важных) характеристик:
а) общество это живая система, так как организм - живая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в отличие от механизма, который есть неживая целостность,
б) общество постоянно меняется в определенном направлении, подчиняясь объективным законам, источник развития - в самом организме, внутри системы,
в) на каждом этапе развития существуют варианты и возникает выбор, что придает процессу некую непредсказуемость, то есть, хотя общая тенденция, в целом, просматривается, в частностях невозможно точно предсказать будущее,
г) общественный организм состоит из органов - то есть социальных институтов.
Таким образом, все социальные институты связаны друг с другом и образуют общественную систему. Они возникают потому, что в процессе развития социума появляются все новые и новые потребности, требующие удовлетворения через совместные действия людей. Чем сложнее общество - тем больше у него потребностей.
Каждый институт специализируется на удовлетворении каких-то определенных общественных потребностей. Это его основная функция, ради этого он и существует. Но, помимо своих основных, специфических, функций, он выполняет и общие, которые способствуют сохранению и развитию системы в целом.
Рассмотрим это на примере института науки.
Этот институт возник потому, что в обществе появилась потребность в реальном изучении окружающего мира. Мифологическое и религиозное объяснения уже не удовлетворяли людей, так как они не давали реальных знаний о действительности.
Таким образом, основная функция науки - познавательная, исследовательская. Но помимо этого, она несет и образовательную функцию, информационную, функцию социализации и т.д. Эти общие функции работают на воспроизведение общественных отношений. Проще говоря - они скрепляют общество, помогают людям взаимодействовать друг с другом и решать общие задачи.
Точно также, как никакой сложный организм не мог бы существовать без органов, так и общество не может существовать без своих институтов. Чем более развито общество - тем их больше. Когда общественная потребность исчезает, то институт прекращает свое существование, ибо он теряет свой смысл.
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге