Найти в Дзене
ART FLASH Magazine

Знакомимся ближе: Марина Абрамович

Оглавление

Новая рубрика ART FLASH посвящена знаменитым женщинам из сферы искусства. Героиней первого выпуска стала сербская художница Марина Абрамович, которую многие окрестили «бабушкой мирового перформанса». Сильная и непоколебимая и в тоже время робкая и ранимая, она всю свою жизнь посвятила искусству.  Её называют сумасшедшей, но только истинные ценители понимают, что весь творческий путь Марины Абрамович – это поиски безусловной любви. Любви к миру, искусству и всем людям на планете.

Happy Christmas, by Marina Abramovic, 2008. Galerie Guy Bartschi
Happy Christmas, by Marina Abramovic, 2008. Galerie Guy Bartschi
«Сначала все 40 лет думают, что ты ненормальная и что тебя лечить надо, и, наконец, ты получаешь признание. И нужно потратить очень много времени, чтоб тебя стали принимать всерьез»
Марина Абрамович о себе

Эта женщина может вызывать целую бурю эмоций. Потрясённые зрители одновременно начинают восхищаться и ненавидеть её. Но совершенно точно можно сказать, что перформансы Марины Абрамович никого не оставляют равнодушным.

Она резала себя ножом и избивала плетью, голодала и сидела на одном месте 736 часов, непрерывно целовалась с партнёром до потери сознания и в течение нескольких дней по шесть часов в сутки мыла окровавленные кости на глазах у восторженной публики. Марина никогда не боялась навредить себе, ведь вся её жизнь, её обнажённое и незащищённое тело предназначались лишь для одного. Она выбрала путь художника.

«Вас окружает множество Марин. Перед вами Марина, дочь двух партизан, национальных героев. Никаких границ и огромная сила воли. Добивается любой цели, которую перед собой ставит. А рядом с ней другая, маленькая девочка, которой не хватало материнского внимания. Очень уязвимая, разочарованная и печальная. И здесь же третья. Умудрённая духовным опытом и способная над всем этим возвыситься. Честно говоря, это моя любимая»

Яркое и, пожалуй, одно из самых важных воспоминаний Марины о своем детстве многих из нас могло бы удивить. Это был утренник в детском саду, где каждый ребёнок нарядился в милый и интересный костюм. Кто-то был принцессой или забавным зверьком. Марину же мама нарядила в костюм чёрта.

Marina Abramovic. Self-Portrait with White Lamb (2010) from the series Back to Simplicity. Photograph: Marina Abramovic for the Guardian
Marina Abramovic. Self-Portrait with White Lamb (2010) from the series Back to Simplicity. Photograph: Marina Abramovic for the Guardian

Мгновения непонимания и смятения быстро сменились полным одобрением. Девочка поняла, что этот образ подходит ей намного больше, чем какой-либо другой. Возможно, как размышляла художница в интервью уже через 60 лет, именно этот момент и определил весь её дальнейший жизненный путь.

«Бабушка мирового перформанса» родилась 30 ноября 1947 года в Белграде. Её детство нельзя было бы назвать счастливым. Воспитываясь в строгой и суровой обстановке, Марина Абрамович практически не получала любви и заботы. Уже позже, в зрелом возрасте, Марина вспоминала, как глубокой ночью, когда она много ворочалась на кровати, её резко могла разбудить мать и заставить поправлять постель.

В доме, где жила Марина, любовь отсутствовала изначально. Союз её родителей скорее напоминал войну: они почти не общались друг с другом, не целовались и не обнимались. На протяжении всей своей жизни Марина пыталась разрешить детскую травму самостоятельно. Потому в каждом своём выступлении она обращалась к зрителю в надежде получить то забытое и практически утраченное чувство любви и понимания.

«Мама никогда меня не обнимала. Много позже, когда мне было уже лет 40, я спросила ее: “Почему ты никогда меня не целовала? ”. “Чтобы не избаловать тебя”,  – ответила она»

Тотальный контроль прекратился лишь когда Марина покинула дом и вдали от матери начала заниматься искусством, от которого у любого строгого патриархального родителя пробежали бы мурашки по коже.

Самые знаменитые перформансы Марины Абрамович

«Ритм 10» (1973 год)

На Эдинбургском фестивале искусств в 1973 году мир увидел один из самых знаменитых перформансов Марины Абрамович – «Ритм 10».  Во время него художница быстро втыкала нож между расставленными пальцами руки, записывая звук происходящего. Поранившись один раз, Марина меняла нож на другой и продолжала процесс.

Позже она повторяла это действие, но уже ориентируясь на запись. Следуя ритму записи, Марина ранила себя именно тогда, когда это происходило на пленке. Таким образом, в понимании художницы рана на одном и том же месте символизирует момент, «где встречаются прошлое и настоящее».

Перформанс «Ритм 10». Источник фото: Marina Abramovic, «Rhythm 10», 1973, Part 2 | Photograph: Dezan Poznanovic
Перформанс «Ритм 10». Источник фото: Marina Abramovic, «Rhythm 10», 1973, Part 2 | Photograph: Dezan Poznanovic

«Ритм 0» (1974 год)

В 1974 году в Неаполе состоялся перформанс «Ритм 0» – жестокое и нелогичное представление, которое зачастую связывают с происходящим во время Стэндфордского эксперимента.

Перед Мариной Абрамович, остававшейся неподвижной на протяжении шести часов, стоял стол, на котором располагались 72 предмета. Некоторые из них предназначались для наслаждения (роза, краски, мёд, свеча), другими вполне можно было нанести увечья или даже убить человека (пистолет, кнут, ножницы, спички).

Во время перформанса всем желающим предлагалось пользоваться данными предметами, так как им захочется. Тело Абрамович полностью находилось в их распоряжении. Испытывая на первых порах некоторую долю стеснения, зрители позже начали включаться в игру, и их активность переросла в настоящий кошмар.

За эти шесть часов немого ужаса Марину резали, разрисовывали, целовали, искалывали шипами розы, приставляли пистолет к виску. Позже, придя в гостиницу, женщина обнаружила у себя первую прядь седых волос.

Перформанс «Ритм 0». Источник фото: Нью-Йоркский музей современного искусства. 1974; Naples, Italy. Серия: Rhythm Series (1973–1974)
Перформанс «Ритм 0». Источник фото: Нью-Йоркский музей современного искусства. 1974; Naples, Italy. Серия: Rhythm Series (1973–1974)

«Вдох-выдох» (1978)

В Городском музее Амстердама Марина Абрамович и её возлюбленный Улай решили проверить, сможет ли сила любви поддерживать жизнь партнёров без иных вмешательств. Марина и Улай, целуясь на протяжении 15 минут, на самом деле перекрывали друг другу доступ к кислороду через нос и передавали углекислый газ через рот. Таким образом, они дышали «одним дыханием», пока один из партнёров не потерял сознание из-за нехватки кислорода.

Источник: Из YouTube-канала Maite Santibañez

Перформанс «Вдох-выдох». Источник фото: fonte: lesetincellesdesmots.files.wordpress.com
Перформанс «Вдох-выдох». Источник фото: fonte: lesetincellesdesmots.files.wordpress.com

«Энергия покоя» / «Остаточная энергия» (1980)

Пожалуй, один из самых великих перформансов Марины и Улая, который послужил вдохновением для других артистов, художников и даже тату-мастеров, – «Энергия покоя». Это представление, продолжавшееся на протяжении полутора минут, являло собой одну прекрасную метафору – метафору об отношениях между возлюбленными, о доверии и поддержке.

Здесь прекрасно и в тоже время пугающе абсолютно всё: и натянутый лук со стрелой, направленной прямо в сердце Марины, и огромная ответственность Улая, от реакций и личных намерений которого зависела вся жизнь художницы, и микрофон, фиксирующий дыхание и сердцебиение Марины. Недаром позднее Абрамович назвала этот перформанс одним из сложнейших в своей жизни.

Источник: Из YouTube-канала ardneks

Перформанс «Энергия покоя». Источник фото: Marina Abramovic and Ulay. Courtesy of Marina Abramovic and Sean Kelly Gallery, New York. DACS 2016
Перформанс «Энергия покоя». Источник фото: Marina Abramovic and Ulay. Courtesy of Marina Abramovic and Sean Kelly Gallery, New York. DACS 2016

В присутствии художника (2010)

Венцом творчества Абрамович можно считать перформанс The Artist Is Present, проходивший на площадке МоМА в 2010 году в течение трёх месяцев.

Всё это время Марина непрерывно сидела за столом в огромном зале и позволяла заглянуть ей в глаза каждому желающему. Перформанс проводился в тишине и длился по семь-десять часов в день.

«Когда я придумала этот перформанс, куратор МоМА сказал, что я, наверное, сошла с ума, никто не захочет сесть, это Америка, ни у кого нет времени. Нью-Йорк постоянно спешит, все куда-то бегут. “Этот стул останется пустым”, – предупредил он. “Мне все равно, – сказала я. – Значит будет пустым. Я всё равно буду там сидеть”».

Скептицизм куратора МоМА не оправдал себя: за три месяца перформанса заглянуть в глаза художнице смогли более 1500 человек. Марина на мгновение становилась зеркалом для эмоций других людей. Сильные, самоуверенные и скептичные, они через несколько минут уходили от неё в слезах. Все потому, что Марина их чувствовала. Она принимала их боль и утешала их.

Но, скорее всего, данный перформанс большинству людей знаком совершенно по иным причинам. Помимо многих знаменитостей, решивших поучаствовать в представлении и посидеть прямо напротив Марины Абрамович, на встречу к ней приехал также её давний друг и возлюбленный Улай. Более трёх минут они с Мариной смотрели друг на друга, принимали и прощали. И в конце концов – отпускали.

Источник: Из YouTube-канала Isidora Smiljkovic

В свои 72 года художница явно не торопится завязывать с перформансами. В 2020 году Марина планирует еще одну премьеру – оперу «Семь смертей», посмотреть которую можно будет в Баварском оперном театре. Художница выступит в качестве режиссёра и актрисы, исполнив роль знаменитой оперной певицы Марии Каллас.

А до самой премьеры у нас есть ещё достаточно времени, чтобы полностью погрузиться в творчество Абрамович и проникнуться её честным искусством, искусством без компромиссов и фальши.

Что можно посоветовать людям, которые до сих пор отказываются понимать искусство и перформанс? Конечно же, увидеть творчество Марины Абрамович. Или хотя бы просто заглянуть ей в глаза.

Portrait with Flowers, 2009. Sean Kelly Gallery
Portrait with Flowers, 2009. Sean Kelly Gallery

С чего начать своё знакомство с творчеством Марины Абрамович

1. «Марина Абрамович: В присутствии художника» – документальный фильм Мэттью Эйкерса, приуроченный к выставке Марины в Музее современного искусства в Нью-Йорке и самому крупнейшему перформансу в истории МоМа.

На Кинопоиске

2. «Проходя сквозь стены» – мемуары Марины Абрамович. К своему 70-летию в 2016 году Марина подготовила книгу мемуаров, где рассказала историю своей жизни в процессе непрерывного перформанса. Проблемы в семье, личные трагедии, первые шаги в мире искусства… На наш взгляд, идеальнее способа познакомиться с личностью загадочной сербской художницы и придумать нельзя.

На Read it Forward

3. «Балканское барокко» – еще одна биографичная кинолента, снятая Пьером Кулебефом в 1999 году. Сюжет в подробностях описывает историю создания самых известных перформансов Марины Абрамович.

Видеозапись киноленты

4. «Марина Абрамович: искусство перформанса» – видеолекция от театроведа Марии Дробинцевой, которая входит в цикл «Театр и личность» Российской национальной библиотеки. Мария подробно описывает основные направления деятельности Абрамович: перформансы, «реконструкции» перформансов, жизнь и биографию Марины Абрамович как перформанс.

Видеозапись «Марина Абрамович: искусство перфоманса»

5. «Жизнь и смерть Марины Абрамович» – спектакль Роберта Уилсона. Абрамович пришла к Уилсону с идеей поставить спектакль про её смерть. Уилсон согласился на это при условии, что спектакль также будет и про её жизнь. Спектакль представляет собой не линейную биографическую последовательность, а диалог между двумя художественными конструктами: жизнь и смертью Марины Абрамович.

Видеозапись The Life and Death of Marina Abramovic II

Видеозапись The Life and Death of Marina Abramovic III

Оригинал публикации ищите в блоге ART FLASH

Читайте также:

Весенний полёт: интервью с художницей StaySee

На фото - художница StaySee
На фото - художница StaySee

Знакомство с художником: Татьяна Гоголошвили

На фото - картина Татьяны Гоголошвили
На фото - картина Татьяны Гоголошвили