Найти тему
Сам себе турфирма

Самый модерновый особняк в стиле "модерн"

В Петербурге на углу улицы Куйбышева (до революции – Большой Дворянской) и Кронверкского проспекта стоит красивый особняк в стиле "северный модерн". Это дом знаменитой балерины Матильды Кшесинской. Балерина была возлюбленной последнего российского императора до его официальной женитьбы. Говорят, что Николай II подарил особняк Матильде, возможно это не так. Личные отношения между ними полностью прекратились после женитьбы Николая в 1894 году, а особняк Матильда Феликсовна начала строить в 1904 году. Хотя дружба между ними сохранялась и император оказывал Кшесинской покровительство и в последующие годы. При этом, балерина также имела отношения с некоторыми Великими князьями.

Вид с Кронверкского проспекта
Вид с Кронверкского проспекта

Строительство особняка вел архитектор А. фон Гоген и окончено оно было в 1906 году. Фасады здания очень необычны и изысканы, дом в плане ассиметричен, разные части здания имеют разную высоту, различны размеры окон, но все эти архитектурные вольности смотрятся очень гармонично.

В отделке особняка использованы различные материалы – серый сердобольский и красный гранит, облицовочный зигерсдорфский кирпич, майоликовая плитка, металлический декор в стиле модерн, темно-синяя керамическая плитка.

Сад со стороны ул. Куйбышева
Сад со стороны ул. Куйбышева

Небольшая часть фасада здания выходит на Кронверкский проспект, остальные его части находятся в саду, выходящем на Большую Дворянскую улицу. Под стать необычному стилю здания и уличные «архитектурные формы» - полисадник, чудесный сад, ограда, решетки, беседка.

Архитектором, по заказу хозяйки, был построен отдельный комфортабельный флигель для слуг, в котором были жилые комнаты и столовая. Вся мебель хозчасти и флигеля для слуг была тоже не простой – ее сделали по заказу на мебельной фабрике Платонова.

Внутренний двор музейного комплекса
Внутренний двор музейного комплекса

При особняке, во внутреннем дворе был гараж для автомобилей и конных экипажей, собственная прачечная и, даже, коровник для одной коровы, которую держали ради свежего молока. В подвале разместили кладовые, котельную и ледник.

В здании имелся винный погреб с буфетом и кухней. В буфете часто проводились ужины для друзей балерины. Частыми гостями хозяйки были актеры Александринского театра, балерины и танцовщики Мариинки, известные певцы, в том числе Шаляпин. Устраивались домашние спектакли, концерты и капустники. Часто приемы посещали великие князья Романовы – Борис, Кирилл и Андрей Владимировичи. Последний был отцом сына Матильды Феликсовны, а уже в эмиграции в 1921 году стал официальным мужем балерины, которая получила титул княгини. Великая балерина прожила долгую жизнь. В 1929 году в Париже она создала балетную школу. Много выступала, последний раз выходила на сцену в Лондоне в 1936 году, когда ей было 64 года. Умерла в Париже в 1971 году.

Внешний вид особняка сохранился почти без изменений. Однако, большая часть интерьеров и обстановки была утрачена в ходе революции. Во время февральских революционных событий балерина спешно покинула свой дом и здесь разместились различные учреждения Петросовета, а затем и большевиков. Здесь работал Ленин, который выступал перед «революционными массами» с балкона особняка.

В 1937 в здании открыли музей Кирова, а в 1956 – музей Революции. Также музею Революции было передано соседнее здание, принадлежавшее ранее В.Э. Бранту, также построенное в стиле модерн. По проекту архитектора Надеждина оба особняка в 1955-57 годах соединили в единый музейный комплекс, построив между ними новый корпус с просторным вестибюлем. Облицовочные плиты нового корпуса сделаны из того же гранита, что и часть облицовки особняков Бранта и Кшесинской, поэтому результат получился достаточно гармоничным и выглядит естественно. С 1957 по 1991 год в объединенном здании размещался музей Октябрьской революции. Сегодня здесь находится музей политической истории России. В закрытом теперь саду, где раньше был вход в музей революции, зачем-то установили чудовищно уродливую абстрактную, трудно подобрать слова, видимо, скульптуру (см. фото). Она столь бездарна и убога, что нет никакого желания, даже, узнавать, что хотел выразить «автор». Любопытные могут погуглить…

Нелепая кучка хлама в саду перед новым корпусом. Если это какой-то памятник, то он оскорбляет память об исторических событиях и людях, с которыми "авторы" этой поделки посмели связать свое "творение".
Нелепая кучка хлама в саду перед новым корпусом. Если это какой-то памятник, то он оскорбляет память об исторических событиях и людях, с которыми "авторы" этой поделки посмели связать свое "творение".

С 1980 года здание особняка постепенно реставрировалось, восстанавливались интерьеры, особенно много было сделано за последние годы. На нескольких фото в конце статьи можно видеть, как хорошо отремонтирован и отреставрирован даже внутренний двор особняка. Могут, если хотят... Если окажетесь на ул. Куйбышева – зайдите в эту арку.

Вид арки со стороны внутреннего двора.
Вид арки со стороны внутреннего двора.
Нужно отдать должное организаторам ремонта и реставрации - достаточно большое пространство двора и стены строений выглядят безупречно, восстановлены все элементы декора и литые бронзовые барельефы.
Нужно отдать должное организаторам ремонта и реставрации - достаточно большое пространство двора и стены строений выглядят безупречно, восстановлены все элементы декора и литые бронзовые барельефы.
Дальний угол внутреннего двора музея.
Дальний угол внутреннего двора музея.
Ну, просто, Италия ...
Ну, просто, Италия ...
Подписывайтесь на наш канал! Если понравилась статься - кликните на нужную кнопочку ...