Когда перед англичанами встал вопрос о продолжении строительства линейных крейсеров по программе 1908 г.-после "Инвинсибла" особо прорывных идей у них не оказалось. При этом мучения и так достаточно скудной в этот период кораблестроительной мысли Британии совпали с бюджетными трудностями,продолжение строительства линейных крейсеров чуть вообще не зарезали.Компромисс нашли в бюджетном варианте улучшения "Инвинсибла"- пришлось ограничиться банальной оптимизацией конструкции первенца,убирая те недостатки ,которые уже проявились. Главным образом произвели модернизацию размещения главного калибра,увеличив зону обстрела бортовых башен-для чего удлинили корпус-и ,соответственно,получили увеличение водоизмещения. 9 декабря 1908 года крейсер получил имя «Индефатигебл» и в феврале 1909 года заложен на верфи в Девенпорте
Но вскоре были обнародованы планы Германии по строительству новых линейных кораблей.В прессе "владычицы морей" поднялся грандиозный скандал,любителей экономии отстранили от дел.
Параллельно Фишер засекретил строительство и начал снабжать прессу дезинформацией-в т.ч. и по поводу "Индефатигебла" .Ему приписывали газотурбинную силовую установку и 343 мм орудия. Немцы тоже занялись дезой-но они преуменьшали характеристики и "Фон дер Танна" и "Мольтке".Поэтому считалось что "Индефатигебл" сильнее "Фон дер Танна" и немного уступает "Мольтке".
В составе огромной Британской империи в начале 20 века существовали в т.ч. и полунезависимые доминионы-самоуправляемые территории ,населенные в основном английскими колонистами. Они и сейчас практически в том же статусе,но это тема совершенно другой статьи... А пока нас интересуют два доминиона-Австралия и Новая Зеландия. На имперской конференции 1909г. Адмиралтейство озвучило разнарядку-по которой доминионы за счет своих собственных бюджетов должны профинансировать строительство кораблей для службы по обороне своих берегов. Даже богатейшая Британская империя не выдерживала разорительной гонки вооружений. По какой то причине Фишер продавил навязывание доминионам именно типа "Индефатигебл", хотя в это время уже были заложены "кошки".
Пример имперской преданности подала Новая Зеландия-взявшая на себя обязательство профинансировать строительство линкора. Впоследствии его заменили на линейный крейсер типа "Индефатигебл",который по этому поводу получил название "Новая Зеландия". На постройку власти доминиона взяли кредит-который выплатили только к 1944г. Причем самого линейного крейсера ВМС доминиона так и не увидели.После постройки верноподданный доминион подарил корабль Королевскому флоту.
Другому доминиону-Австралии таки удалось сохранить построенный по такой же схеме корабль за собой.
Для «Австралии» и «Новой Зеландии» усовершенствования по сравнению с исходным проектом ограничились несколько изменённой схемой бронирования, небольшим ростом водоизмещения и вызванным этим увеличением мощности силовой установки для сохранения той же скорости .
Как отмечал военно-морской ежегодник «Брассей», у адмирала, получившего в распоряжение эти крейсера, появится большой соблазн поставить их в одну линию с линкорами, где их высокая скорость уже не будет иметь значения, а слабая защита может фатально сказаться на их судьбе . Так и произошло с головным кораблем проекта.
Итак, «Индефа́тигебл» ( HMS Indefatigable ),Неутомимый.
заложен 23 февраля 1909 г., спущен на воду 28 октября 1909 г,вступил в строй 24 февраля 1911 г. Погиб 31 мая 1916 в Ютландском сражении.
Водоизмещение- 18 500 т нормальное,22 110 т полное .Длина179,8 м.Ширина 24,4 м. Осадка 8,1 м.Бронирование-главный пояс: 102—152 мм
траверзы: 102 мм
палуба: 25—64 мм
башни ГК: до 178 мм
барбеты башен ГК: 76—178 мм
боевая рубка: до 254 ммДвигатели-32 водотрубных котла «Бабкок—Уилкокс»,турбины Парсонса 44 000л.с.,Скорость 25узлов. дальность 6330 миль( на 10узлах).Экипаж 800 человек. Вооружение- 4 × 2 — 305-мм/45 Mk.X
16 × 1 — 102-мм/50 BL Mk.VII
4 × 1 — 47-мм,3 подводных 457-мм торпедных аппарата.
Первоначально зенитного вооружения крейсера не имели. Были установлены четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса и 5пулеметов Максима. В процессе эксплуатации крейсера получали зенитные орудия, состав которых постоянно менялся. На «Индефатигебле» в марте 1915 года было установлено 76-мм зенитное орудие Mk.I в установке HA Mk.II. На «Австралии» в марте 1915 года было установлено 76-мм зенитное орудие Mk.I в установке HA Mk.II. В июне 1917 года было установлено одно зенитное 102-мм орудие BL Mk.VII в установке HA Mk.II. На «Новой Зеландии» с октября 1914 по конец 1915 года на башнях стояли 47-мм орудия Гочкиса. С января 1915 по апрель 1917 года стояло одно 76-мм зенитное орудие Mk.I в установке HA Mk.II. В апреле 1917 года были установлены два зенитных 102-мм орудия BL Mk.VII в установках HA Mk.II.
"Австралия"( HMAS Australia)
заложен 26 июня 1910 г., спущен на воду 25 октября 1911 г,вступил в строй 21 июня 1913 г. выведен из состава флота 12 декабря 1921,затоплен в 1924.
"Новая Зеландия"( HMS New Zealand )
Заложен 20 июня 1910 ,Спущен на воду 1 июля 1911, Введен в строй 19 ноября 1912 ,Сдан на слом 19 декабря 1922
24 июня 1911 г. "Индефатигебл" принял участие в параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга V,причем дефилировал он там вместе со своим будущим убийцей-"Фон дер Танном".
В 1914 безуспешно пытался перехватить "Гебен",прорывавшийся к Стамбулу,блокировал Дарданеллы в ходе провальной операции 1915 г.
В Ютландском сражении шел замыкающим в эскадре адмирала Битти из 6 линейных крейсеров. 31 мая 1916 за 15 минут боя получил 5 попаданий 280 мм снарядами с "Фон дер Танна",взорвался и мгновенно ушел на дно. Вместе с крейсером погибли 1017 матросов и офицеров. Спасти удалось только четверых .
"Новая Зеландия" В 1913 году совершил кругосветное путешествие по доминионам. В декабре 1913 года с эскадрой линейных крейсеров совершил визит в русские порты на Балтике.В 1914 принял участие в боях у Гельголанда и Доггер -банки,где отличился лишь в совместном добивании "Блюхера". 22 апреля 1916 года в тумане крейсер умудрился столкнуться с «Австралией». В 1916 принял участие в Ютландском сражении. Выжил.
"Австралия" вошел в состав Королевского австралийского флота ,став его флагманом и единственным линейным кораблем в нем.В Первую мировую служил в Тихом океане и на Атлантике,гонялся за эскадрой адмирала Шпее. 12 декабря 1917 года столкнулся с "Рипалсом"-и опять на ремонт. 23 апреля 1921 года отправлен в страну кенгуру. 12 апреля 1924 года по Вашингтонскому соглашению был крейсер торжественно затоплен в 24 милях от Сиднея.
Уже наверно ничего не буду добавлять по поводу британских линейных крейсеров. Одно ,наверно,только.Мужественные люди на них служили.Ведь одно попадание...-и тысяча с гаком душ мгновенно на небеса....
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".
Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".
Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.