Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры. Первый. "Инвинсибл".

30 мая 1916 в 16-00 адмирал Джеллико,командующий Гранд Флитом отослал 3-ю эскадру линейных крейсеров поддержать соединение адмирала Битти,напоровшееся на авангард Флота Открытого моря Германской империи. Уже через два часа линейные крейсеры адмирала Хораса Худа,державшего штандарт на "Инвинсибл", засекли дымы немецких кораблей и вскоре «Инвинсибл» и «Инфлексибл» накрыли три легких крейсера ,серьёзно повредив «Пиллау» и «Франкфурт», а «Висбаден» лишив хода.

Худ,окрыленной успехом,вырвался вперед и начал перестрелку с немецкими линейными крейсерами.Условия благоприятствовали-немцы были как на ладони на дистанции 42-54 кабельтовых,а британцев скрывали туман и дым. «Инвинсибл» нанёс смертельные повреждения «Лютцову», попав несколькими снарядами в район его носовых торпедных аппаратов, что в конечном счёте привело к затоплению носовых отсеков и
в дальнейшем к гибели немецкого корабля.

Но в 18-29 туман рассеялся и вырвавшийся вперед "Инвинсибл" стал мишенью для орудий линейных крейсеров «Лютцов», «Дерфлингер» и дредноута «Кёниг». С дистанции порядка 6000—7000 м (30—40 каб.) «Дерфлингер» добился попадания нескольких залпов в «Инвинсибл». Наблюдатели отметили попадания снарядов в район бортовой башни «Q», после чего произошёл сильный взрыв. Огонь добрался до погребов с кордитом, и над «Инвинсиблом» взвился огромный столб огня высотой до 120 метров. Крейсер разломился пополам и быстро затонул. Вместе с ним погибли 1026 человек во главе с адмиралом Худом. Из воды удалось поднять только 6 человек, включая находившегося на фор-марсе артиллерийского офицера Данрейтера. Глубины в этом районе были небольшими, и ещё какое-то время носовая и кормовая части крейсера как два утёса возвышались над местом его гибели.

Так во время грандиозного Ютландского сражения погиб первый в мире линейный крейсер...

-2

-3

-4

-5

С началом инициированной постройкой "Дредноута" гонки морских вооружений встал вопрос о замене также мгновенно устаревших броненосных крейсеров.

Появление нового класса боевых кораблей неразрывно связано с именем первого лорда Адмиралтейства- адмирала Джона Фишера. Его концепция- "скорость-лучшая броня" определила направление развития британских линейных крейсеров .

Все началось с серии заложенных по программе 1905-1906 как броненосные крейсера кораблей типа "Инвинсибл" в количестве 3-х штук. Они стали первыми в мире броненосными крейсерами с паротурбинной силовой установкой и единым главным калибром. При сохранении неплохого бронирования крейсера этого типа имели превосходную скорость для своего времени. Превосходство новых крейсеров над предшественниками инициировало изменения в классификации — в 1911 году корабли типа "Инвинсибл" были переклассифицированы в линейные крейсера .

Предполагалось-что линейные крейсера смогут догнать и уничтожить любого более слабого противника и уйти от более сильного,пользуясь превосходством в скорости.

Из конструктивных особенностей можно отметить крайне неудачную схему расположения башен главного калибра. Из 8 305 мм орудий на каждый борт огонь могли вести всего 6. Вскоре от этой схемы отказались.

Построено три корабля:

«Инвинсибл» (Invincible), Непобедимый, Заложен 2 апреля 1906,Спущен на воду 13 апреля 1907 ,Введен в строй 20 марта 1909, Гибель 31 мая 1916 года в Ютландском сражении.

«Инфлексибл» (Inflexible), Несгибаемый, Заложен 5 февраля 1906 г , Спущен на воду 26 февраля 1907 г. ,Введен в строй 20 октября 1908 , Выведен из боевого состава 31 марта 1920,Сдан на слом 1922

"Индомитебл" (Indomitable), Неукротимый , Заложен 1 марта 1906 , Спущен на воду 16 марта 1907 , Введен в строй август 1908, Выведен из боевого состава февраль 1919, Сдан на слом 1 декабря 1920

Итак, «Инвинсибл» (Invincible)

Водоизмещение- нормальное 17 526 т (17 250 дл. т),полное 18 490 т (18 200 дл. т), в перегруз 21 060 т (20 730 дл. т) . Размерения (длина/ширина/осадка) 173 / 23,9 / 9,1 м. Двигатели-31 котёл,4 паровых турбины Parsons / 41000 л.с. Скорость 25,5 узлов,Дальность 3090 миль(на 10 узл.),Экипаж784 чел.
Бронирование-Пояс 102-152 мм .Палуба 38 -64 мм  Траверз(носовой/кормовой) 102 мм / 102мм . Барбеты 178 мм .Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша) 178 мм .Боевая рубка 152-254 мм.
Вооружение--4 х 2 - 304,8-мм MK X.
Противоминная артиллерия-16 х 1 - 102-мм MK III.
Зенитная артиллерия-7 x 1 Пулемёты "Максим".
Торпедное вооружение-5 х 1 бортовых подводных 450-мм ТА

-6

-7

-8

HMS Indomitable

Участвовал в сражении у Доггер -банки,выпустив по поврежденному и отставшему от своих тяжелому крейсеру "Блюхер" 134 снаряда главного калибра,но в итоге отстав по скорости и от своей эскадры и от немецких кораблей,что удивительно для корабля-в 1908 поставившем рекорд скорости-в среднем 25,13 узла для трансатлантического перехода.

Также неудачно он пытался догнать линейный крейсер "Гебен" во время перехода того в Черное море.

В Ютландском сражении не получил никаких повреждений,добившись 5 попаданий(трех в "Дерфлингер",по одному в "Зейдлиц" и додредноут "Поммерн").

Принял участие в церемонии капитуляции германского флота.

HMS Inflexible

Принимал активное участие в боевых операциях Королевских ВМС в Первой мировой войне. В составе особой эскадры под командованием вице-адмирала Стрэди участвовал в бою у Фолклендских островов, где потопил броненосный крейсер "Шарнхорст". Обстреливал турецкие форты в Дарданельской операции. В составе группы линейных крейсеров Гранд-Флита под командованием адмирала Худа участвовал в Ютландском сражении, совместно с крейсерами Lion и Invicible, потопив флагман адмирала Хиппера, линейный крейсер "Лютцов".
Принимал участие в церемонии сдачи Военно-морского флота Германии 21 ноября 1918 года в Скапа-Флоу.

HMS Invincible

Начало мировой войны для "Инвинсибла" складывалось вполне удачно.

Уже 28 августа 1914 года эскадрой линейных крейсеров у Гельголанда была перехвачена разведывательная группа германского флота и потоплено три немецких легких крейсера,в т.ч. с участием "Инвинсибла"- "Кельн".

В ноябре 1914 "Инвинсибл"возглавил эскадру ,направленную к аргентинским берегам для уничтожения удачно действовавшей крейсерской эскадры адмирала фон Шпее. Бой состоялся у Фолклендских островов.Германская эскадра была полностью разгромлена- уничтожены крейсеры"Шарнхорст" и "Гнейзенау", лёгкие крейсеры "Лейпциг" и "Нюрнберг", а также около 2100 человек погибшими и 212 пленными. Чуть позже был уничтожен и последний крейсер-"Дрезден". Во время боя HMS Invincible получил 22 попадания: двенадцать 210-мм, шесть 150-мм и четыре неопределённого калибра. Экипаж не понёс потерь, было ранено лишь два человека .

В Ютландском сражении сошлись два огромных флота- адмирал Джеллико вывел в море 28 линейных кораблей, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 лёгких крейсеров, 78 эсминцев, минный заградитель и авиатранспорт. Флот Открытого моря адмирала Шеера имел 22 линейных корабля, 6 линейных крейсеров, 11 лёгких крейсеров и 61 эсминец.

Англичане потеряли в бою 3 линейных крейсера,первыми погибли "Индефатигебл" и "Куин Мэри" из эскадры адмирала Битти. Третьим стал "Инвинсибл".

По иронии судьбы в Ютландском сражении англичане потеряли по одному кораблю каждого типа линейных крейсеров.

Пока концепция адмирала Фишера действовала в идеальных условиях-британские линейные крейсера гонялись за заведомо более слабым противником-преследуя устаревшие броненосные и легкие крейсера ,имея преимущество и в скорости и в мощи и дальнобойности орудий-удача была на их стороне. Практически безнаказанно они расстреливали корабли противника.

Но в столкновении с серьезным противником (отлично сбалансированные германские линейные крейсера,а позднее линкор "Бисмарк")-судьба британцев была незавидной- уже после первого-второго попадания взрыв боезапаса и мгновенное уничтожение со всем экипажем.

Не предназначены были питомцы адмирала Фишера для линейных сражений с равным противником. И всегда когда британцы с маниакальным упорством отправляли линейные крейсеры в эскадренные сражения-это заканчивалось взрывом кордита в артпогребе и гибелью более тысячи моряков ее величества.От " Индефатигебл" до "Худа".

Останки "Инвинсибла"
Останки "Инвинсибла"

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-

Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".

Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"

Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.

Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"

Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!

Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"

Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"

Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".

Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".

Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.

Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".

Линейные корабли. Сталинские линкоры. "Советский Союз".