Найти в Дзене

Как создавалась легенда — история Counter-Strike

Оглавление

В этом месяце исполняется 20 лет Counter-Strike, культовой модификации для Half-Life, которая стала одним из самых популярных онлайн-шутеров в мире. Спустя столько лет игра пережила несколько трансформаций, но все еще остается важнейшим представителем жанра. Сегодня мы расскажем, как созданный любителями мод превратился в культурный феномен.

Студент и его творчество

Придумал Counter-Strike Минь Ли, девятнадцатилетний студент канадского Университета Саймона Фрейзера, известный в Сети под ником Gooseman, который он взял из мультсериала «Приключения галактических рейнджеров». Ли эмигрировал в Канаду из Вьетнама, все детство провел за видеоиграми, и во многом поэтому выбрал в университете специальность «Компьютерные науки».

Во время учебы Минь серьезно увлекся игровыми редакторами и разработкой модов для Doom и Quake. Сам он признавался позже, что что, если бы не блестящий инструментарий id, он вряд ли решился бы заняться модмейкерством. По словам Ли, он всегда считал разработку игр чем-то невероятно сложным, неподвластным простым людям вроде него. Но возможность играть с редактором уровней Doom и изучать с его помощью, как устроены игры, придали ему уверенности и побудили действовать дальше.

-2

Ли потребовался примерно год, чтобы создать свой первый большой мод — Navy Seals. Особой популярности он не добился, но в нем уже угадывались первые черты Counter-Strike. После Navy Seals Минь помогал команде моддеров The A-Team делать модели оружия для масштабной модификации Action-Quake 2. Создавали ее с оглядкой на гонконгские боевики, у нее был достаточно быстрый геймплей и правдоподобная система повреждений. Например, у персонажа, поймавшего пулю, начиналось кровотечение.

Вскоре у Минь Ли появилась идея еще одной модификации, которая была посвящена борьбе спецназа с террористами. Милитаристская тема вообще его увлекала. Он запоем смотрел фильмы вроде «Схватки», «Ронина», «Самолета президента», читал про известные террористические акты, изучал современное огнестрельное оружие. Ли вспоминает, что в тот период он стал уставать от модификаций Quake 2 и хотел попробовать что-то новое.

Формирование Counter-Strike

-3

Во время работы над Action-Quake 2 Минь Ли познакомился с Джессом Клиффом. Тот был очень активным членом моддерского сообщества: разрабатывал сайты о популярных модах, публиковал лучшие игровые карты, писал новости. Ли рассказал ему, что хочет создать для Half-Life модификацию про террористов и спецназовцев. Клиффу идея понравилась, и он предложил свою помощь. Ли был не против.

Вскоре Клифф запустил сайт проекта, который получил название Counter-Strike. Много лет спустя Минь Ли рассказал в «Твиттере», что название игры он позаимствовал у канадского сериала «Counterstrike» («Контрудар») с Кристофером Пламмером в главной роли. Также рассматривались такие названия, как Counterrorism, Strike Force, fRAG HEADS, Counter-Terror, Terrorist Wars, Terror-Force и Counter Force. Минь Ли значился руководителем проекта, главным моделером и кодером, а Джесс Клифф отвечал за тестирование, 2D-графику, звуковые эффекты, пиар и игровой дизайн.

-4

По воспоминаниям дуэта, больше всего времени заняло создание объектов, текстур и персонажей — на это ушло порядка шести месяцев. А вот на программирование понадобилось не больше двух месяцев. Пока Минь Ли заканчивал техническую часть проекта, Джесс Клифф занимался звуком (голос диктора в игре принадлежит ему), дизайном меню и раскруткой проекта. Ускорить разработку помогло то, что создатели мода сами не занимались созданием карт (чего никогда не скрывали), а ставили в игру то, что им присылали другие энтузиасты. Жестких критериев отбора присланных карт не было. «Мы принимали практически все, что нам присылали, кроме совсем уж откровенного дерьма», — вспоминал Минь Ли. Что касается оружия, Минь отбирал его исключительно по внешним качествам.

-5

19 июня 1999 года вышла первая бета Counter-Strike, которая включала 9 видов оружия, 4 карты и по одной модели спецназовца и террориста. «Мы уверены, что создали мод, совершенно не похожий на другие. Мы надеемся, что вы погрузитесь в пугающий и напряженный мир борьбы с терроризмом», — писали авторы Counter-Strike на сайте игры.

Успех длиной в 20 лет

Первая версия CS привлекла не слишком много игроков, но с каждым патчем сообщество разрасталось. Резкий всплеск популярности произошел осенью 1999 года. Про Counter-Strike заговорили все — игроки, журналисты, разработчики. Клифф Блезински, например, заявлял, что в игре достигнут идеальный баланс между реализмом и весельем, и отмечал, что создатели CS достигли того, к чему стремятся большинство игровых дизайнеров, но достигают немногие. В 2000 году успех Counter-Strike стал настолько масштабным, что Valve предложила Ли и Клиффу выкупить права на игру, а также взять ее создателей в штат. Те согласились без колебаний — им, по их собственным словам, было приятно, что Valve их вообще заметила.

-6

Переехав в Сиэтл, авторы Counter-Strike продолжили развивать игру, но в какой-то момент поняли, что сообщество фанатов не хочет значительных изменений в геймплее. Пик популярности шутера пришелся на версию 1.6, в которой, как считают многие фанаты, она полностью реализовала свой потенциал. По сути, это был финальный релиз. Тогда разработчики принялись добавлять новые карты, озаботились античитом и занялись планированием будущего Counter-Strike.

Во второй половине нулевых студия начала разработку второй части игры. Counter-Strike 2 практически не имела шанса добраться до релиза. Никто в Valve не был уверен, что CS вообще нужен сиквел, а Минь Ли знал, что сообщество наверняка примет в штыки любые нововведения. Counter-Strike 2 была готова примерно на 25%, когда проект решили закрыть. После этого, по признанию Ли, у него не осталось интересных проектов, а, следовательно, и мотивации, чтобы продолжать работать в Valve. В 2006 году он уволился из компании.