Еще в конце 19 века, когда имперскими войсками были подавлены два крупных польских восстания, их интеллигенция придумала теорию, якобы, русские не славяне, а смесь татар и финно-угров. Позже об этом чудном открытии во весь голос заявили и украинские националисты. Но такой вопрос я поднимал неоднократно, поэтому поговорить хочется ровно о противоположном тезисе – а славяне ли сами украинцы?
Для этого залезть придется очень далеко – еще во времена Киевской Руси.
Завоеватели-варяги за столетие после своего приглашения в Новгород покорили земли восточных славян, да еще и прихватили по кусочку территории других народов: на западе – предков латышей и эстонцев, на севере и востоке – финно-угров.
В 11 веке в южные степи вторглись кочевники-половцы, которые разбили их прежних владельцев – печенегов и изгнали с мест обитания более мелкие племена. Все они откочевали в сторону Руси, где киевские князья создали из них оборонительную линию, расселив пришельцев вдоль границ Киевской и Черниговской земли. Т.е. у самого сердца будущей Украины.
Хоть бравые монгольские вояки в будущем часть из них выгонят, часть переселят в свои владения, большинство, все же, смешается с местными славянами. Правда, их вклад в образование украинского народа – как капля в море. Степняков всегда было в 10-20 раз меньше, чем земледельцев. А тут сами летописи пишут, что племена были небольшие.
С приходом монголов для Руси настанут тяжелые времена. Большая часть населения уйдет на север, в леса, т.е. на территорию нынешней России. Но многие будут спасаться на западе, где сохранилось сильное Галицко-Волынское княжество. Лесов там, кстати, тоже было достаточно. И горы имелись.
Итак, в 13-16 веках лесостепной центр и восток нынешней Украины – голое поле, где постоянных славянских поселений почти нет. В Киеве даже долгое время не было собственного князя, а в окрестностях ставили свои кибитки кочевники.
В то время южная Русь испытала два татарских переселения. В 1380 году сын разбитого москвичами Мамая – Мансур Кият создал удел на территории нынешних Сумской и Полтавской областей Украины. Лет на 50 позже темник Яголдай обосновался со своими сторонниками чуть восточнее – в Курской и Белгородской области России.
Вскоре эти маленькие княжества со славяно-татарским населением стали вассальными Литве. Народ там обрусел очень быстро. Но все же, людей в них было довольно мало и настоящее заселение Левобережья и лесостепной зоны началось с конца 16 века, когда Литва и Польша объединились в одно государство – Речь Посполитую и получили возможность эффективно оборонять свои границы от нападений крымчаков.
Только тогда магнаты Потоцкие, Конецпольские, Любомирские, Острожские и Вишневецкие занялись выводом крестьян из малоземельных областей Западной Украины на восток. Польские летописи полны сведений об этом. Князья народ из ниоткуда не брали.
Поэтому не стоит преувеличивать влияние тюркской и татарской крови на образование украинского народа, но и не следует преуменьшать. На его формирование повлияли и кочевники 11 века – печенеги, берендеи, торки; и татары столетиями позднее.
Славянский компонент был, конечно, преобладающим. Степняков земля кормит намного хуже, чем земледельцев. Поэтому кочевников никогда не было много.