В Вермахте было не так много образцов танков, что легко позволяет их запомнить.
Однако, при более глубоком изучении этого вопроса, сразу же выясняется, что под одним индексом могли встречаться машины совершенно разных классов. Что только повышает интерес к изучению данной темы.
Давайте рассмотрим самый первый серийный танк Вермахта Panzerkampfwagen I. Традиционно упоминается про две его модификации Ausf.A и Ausf.B. Внешне модификации легко различить, в первую очередь, по ходовой части. Но с другой стороны видно, что это всё-таки одна машина.
На базе танка Pz.Kpfw.I было создано целое семейство машин: командирских, зенитных и противотанковых установок, самоходных пехотных орудий, огнемётный, различных вспомогательных. Обо всех говорить тут нет смысла, укажу лишь на редкий образец опытного плавающего танка на базе Pz.Kpfw.I. Про него мало что известно, и кабы не было фото, так и вообще можно было усомниться в его существовании. Судя по виду, что это был аналог английским и советским малым плавающим разведывательным машинам.
Pz.Kpfw.I был достаточно слабенькой машиной, и изначально рассматривался как проба сил для развертывания промышленности и основой для сколачивания танковых войск. Уже в самом начале Второй Мировой войны его возможности были крайне ограничены. Для разведки не очень подходил: и маневренные возможности невелики, и рации нет. В качестве кавалерийского танка слишком слабое вооружение и опять же запас хода. Попытки использовать для поддержки пехоты в Польше тоже себя не оправдали — слишком тонкая броня. Словом, уже к 1941 году «единички» ушли глубоко во вторую линию и использовались на фронте лишь от большой нужды.
Однако, работа над танками с таким же индексом продолжалась. Хотя с предыдущими моделями они ничего общего не имели. В Вермахте почему-то сильно экономили на индексах танков. Из-за чего при изучении возникает путаница. Так танков с индексом V и VI было по три-четыре, а не только всем известные «Пантера» (Pz.Kpfw. V) и «Тигр» (Pz.Kpfw. V I). Новые «единички» именовались как Panzerkampfwagen I neuer Art (Pz.Kpfw.I nA), то есть нового поколения. Впрочем, про neuer Art обычно не писали, так что в справочниках они проходят как обычные «единички».
Про эти «единички» нового поколения писали не раз, да и я недавно тоже это делал, потому часть информации для многих хорошо известна. Но есть и моменты, которые до сих пор непонятны до конца и ещё не полностью раскрыты.
Одной из машин нового поколения является малый пехотный танк Pz.Kpfw.I Ausf.F, который иногда называли «Маленьким Тигром». Название вполне справедливое, ибо у этой очень небольшой по размерам машины, лобовая броня составляла 80 мм. Танк ведь должен был сопровождать пехоту на поле боя, выдерживать огонь советских противотанковых пушек. Именно советских, так как готовился он как раз к нападению на СССР. А такую лобовую броню наши 45-мм пушки точно бы не взяли. Впрочем, танк в серию запустить в 41-м году не смогли.
В 1941 году планировали в январе произвести 10 машин, в феврале — 25, в март — 50, в апреле — 140, в мае — 250… но в результате выпустили лишь тридцать в 1942 году. А если бы эти пятьсот танков подоспели к наступлению на Москву, то каково пришлось бы нашим бойцам?
Я не случайно начала именно с конца, то есть с последнего индекса в серии «единичек». Есть танки “А” и “В”, есть танк “F”, значит должны быть и все промежуточные индексы.
Но если пролистать справочники по бронетехнике, то в них легко найти танк Pz.Kpfw.I Ausf.C, а вот остальные две буквы (D и E) не встречаются.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.C, в отличие от описанного выше и предназначавшегося для поддержки пехоты, планировался на совсем иную роль. Это была машина для воздушно-десантных войск. И в отличие от «Маленького Тигра», у «парашютного танка», броня была много тоньше — 30 мм.
Это танк тоже опоздал, когда он был готов к серийному производству, в Вермахте уже не было воздушно-десантных войск. Поэтому выпустили 46 Pz.Kpfw.I Ausf.C.
Но это, опять же, всё известно.
Переходим к танку Pz.Kpfw.I Ausf.D, упоминаний о котором мало где сыщешь. Судя по тому, что можно найти, такой индекс получил опытный танк VK 6.02 (Pz.Kpfw.I Ausf.C – VK 6.01), то есть машина, созданная в рамках того же техзадания. Упоминается, что немного отличалась ходовая часть, но так как есть только одно фото, да и то неподтвержденное, то судить что-либо сложно. Из того, что я читал, у меня создалось впечатление, что новый индекс в 1942 году присвоили танку, который планировали использовать как разведывательный, созданный как развитие Ausf.C. Но тут у него было немало конкурентов и они его «съели».
Ну и теперь о том, что касается танка Pz.Kpfw.I Ausf E. Тут ситуация обратная. Есть фото, которое вроде никто не подвергает сомнению и полное отсутствие достоверной информации. Единственное что можно считать достоверным, так то, что это развитие австрийских колесно-гусеничных бронемашин. И новый танк предназначался для разведки.
Собственно, этим весь перечень моделей «единичек» исчерпывается, но как видим, даже в этом небольшом списке оказались совершенно разные машины.
Ещё более разнообразие было среди «двоек», то есть танков Panzerkampfwagen II, но про них в следующий раз. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Более подробно при модификации танка Panzerkampfwagen I можно прочитать в моих статьях:
Зачем в Вермахте создавались «Тигрики»
и
Броня для немецкого десанта, которая так и не пошла в бой.
Если вам эта статья показалась интересной, то попрошу вас сделать её репост в соц. сети. Для этого есть тут всякие кнопочки на странице. Мне-то всё равно, но по мнению Яндекса у моего канала мало репостов, и на этом основании он считает его неинтересным. Так и прикрыть могут.
Выручайте.
Заранее спасибо.