Многие знают Елабугу лишь потому, что там оборвалась жизнь великого поэта Марины Цветаевой. А жаль! Удивительной красоты город, чудом сохранивший облик русской купеческой провинции середины XIX века, может соперничать с мировыми столицами: в нём шестнадцать (!) интереснейших музеев, хранящих живую историю его знаменитых жителей.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Я никогда в жизни не отправилась бы в этот город, над которым нависает мрачная тень гибели Цветаевой. Однако передо мной стояла журналистская задача — написать о музыкальном фестивале «Летние вечера в Елабуге» пианиста Бориса Березовского, который и пригласил меня в это путешествие. И хотя великий музыкант увлекательно рассказывал о городе сказочной красоты, стереотип восприятия Елабуги как гибельного места не позволял в это поверить... Тем сильнее оказалось моё изумление, когда я ногами прошла по елабужской земле!
Во-первых, дивной красоты природа. С крутого обрыва, где сливаются реки Кама и Тойма, хочется взлететь к облакам на крыльях восторга. Здесь возвышается гордость елабужан — одинокая тысячелетняя башня, сохранившаяся от крепости-мечети. Её мощные стены укрывали жителей от вражеских военных набегов во времена Волжской Булгарии. Цитадель, словно машина времени, уносит тебя на столетия назад, в глубокую древность...
Во-вторых, в уютном городке, где над двухэтажными купеческими особняками возвышаются лишь Спасский собор, Никольская и Покровская церкви — великолепные памятники архитектуры XIX века, можно без декораций снимать исторические и даже сказочные фильмы, что кинематографисты часто и делают. В городе время остановилось будто специально для того, чтобы здесь экранизировали вечно актуальные пьесы Александра Николаевича Островского.
В-третьих, главное сокровище Елабуги — музеи, посвящённые её выдающимся жителям. Здесь в уединении провела последние 30 лет жизни героиня Отечественной войны 1812 года кавалерист-девица Надежда Дурова, сделал первые шаги в искусстве Иван Шишкин, ставший впоследствии знаменитым художником, и лишь десять дней провела в Елабуге Марина Цветаева, прежде чем сделать шаг в вечность...
Дом памяти поэта Марины Цветаевой.
Обычно слово «музей» ассоциируется у меня с музейной пылью, обветшалыми экспонатами и зазубренными речами экскурсоводов, которые что-то скучно и монотонно бубнят посетителям. Елабуга и тут опрокинула мои ожидания! Дома, квартиры и усадьбы великих людей язык не поворачивается назвать музеями, потому что каждый дом настолько уютный и живой, будто его обитатели только что вышли за дверь, словно вчера сидели за письменным столом, вышивали на пяльцах, пили чай у изразцовой печки, играли на старинном фортепиано... Здесь каждая вещь — фарфоровая статуэтка, фотография в рамке, книга, салфеточка, чайный сервиз — всё подобрано с тщательностью, аккуратностью и такой любовью! А бывшие обитатели этих домов, давно превратившиеся в скупые портреты из энциклопедий, благодаря увлекательным рассказам экскурсоводов предстают ожившими людьми с их радостями и горестями.
Комната и личные вещи в Музее-усадьбе кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Скажем, кавалерист-девица Надежда Дурова из рассказа заведующей музеем Фариды Хакимовны Валитовой предстаёт не только воинственной амазонкой, но и юной, хрупкой дворянской барышней, чьё личное счастье бесчеловечно разрушили родители, запретив ей выйти замуж за любимого человека. Оттого-то и ринулась она в мужском обличии на поле битвы. Нет, не только восставший в россиянах национальный дух сделал её отважной героиней Отечественной войны 1812 года. Главной движущей силой стала всё же несчастливая женская доля: тут и разлад с родителями, и брошенный на них ребёнок, рождённый от нелюбимого мужа... На наших глазах в музее-усадьбе Дуровой разворачивается роман-эпопея, достойный пера Льва Толстого. Чем вам не «Война и мир», где на фоне глобальных мировых событий — судьба человека с его болью, душевными исканиями и личной трагедией? Прожив столь богатую событиями жизнь, в зрелости Надежда Дурова стала мудрой и талантливой писательницей, автором знаменитых «Записок кавалерист-девицы», и за свой литературный труд заслужила похвалу В. Г. Белинского и даже самого А. С. Пушкина.
Обстановка в Доме-музее художника Ивана Шишкина.
Больше всего на свете я люблю делать открытия — в людях и в искусстве. Оказывается, Шишкин — это не только «Утро в сосновом лесу»! Такое глобальное открытие я сделала в доме-музее русского живописца, проведшего в Елабуге детство и юность, вплоть до того, как родители благословили сына учиться на художника в Санкт-Петербурге. Без преувеличения можно сказать, что коллекции подлинных графических и живописных произведений Ивана Шишкина достойны лучших картинных галерей мира. Особенно двадцать два офорта — шедевры мастера, созданные в сложнейшей технике и предназначенные для длительного созерцания и умиротворения. Изящество тонких, как паутина, линий, превращающихся при удалённом рассмотрении в картины русской природы, словно отражает всю хрупкость мира и иллюзорность нашего бытия. Эта часть экспозиции для самых утончённых ценителей изобразительного искусства. Дом художника вместе с тщательно воссозданной обстановкой русского быта зажиточных горожан XIX столетия — ведь отец Ивана Шишкина был градоначальником — и рассказом заведующей музеем Ларисы Львовны Башкировой о том, как люди жили, трудились и коротали время, расширяет рамки нашего представления не только о творчестве знаменитого русского художника, но и о быте соотечественников.
В Доме памяти Марины Цветаевой всё сохранилось, как было при ней.
Посещение дома памяти Марины Цветаевой, ставшего её последним коротким пристанищем, — одно из самых сильных моих впечатлений не только в Елабуге, но и в жизни вообще. Здесь царит непередаваемая даже словами поэта атмосфера тревоги, голодного военного времени и гибельного отчаяния, заставившего Цветаеву поднять глаза на железный крюк в прихожей... Всеми брошенная, всеми преданная, она приехала в Елабугу, имея 600 рублей в кармане. Я спросила папу: «В годы войны это были большие деньги?». Он сказал: «За 500 рублей можно было купить буханку чёрного хлеба на рынке». И ей, великому поэту, не дали даже работу посудомойки в столовой литфонда! Обстановка дома воспроизведена доподлинно — всё, как было при ней, потому не покидает жутковатое ощущение, что она вот-вот войдёт, стуча стоптанными каблуками по деревянным половицам. Будто дух её витает где-то рядом, под низкими потолками крошечных комнат. Посещение печального дома оставляет такой ожог на душе, что теперь я нескоро найду в себе мужество вновь вернуться в это место. Экспозиция завершается в той самой горестной прихожей, где многие люди не в силах удержаться от слёз.
Чтобы их успокоить, привести в душевное равновесие, экскурсоводы ведут гостей по давно проложенному маршруту — в Музей-портомойню. Это ещё одна зарисовка жизни и быта россиян: нам, избалованным стиральными и посудомоечными машинами, невдомёк, каким приключением при условии дефицита воды и отсутствия водопровода становилась банальная стирка! От экскурсовода Натальи Леонидовны Потаповой мы узнали, что вплоть до начала XX века портомойня была чуть ли не вторым домом чистоплотных хозяек. Осмотрев экспозицию, я наконец-то поняла, что означает старинная русская поговорка: «Не мытьём, так катаньем». Водой — мыли, стирали, а скалкой — катали, гладили! И так приводили рубашки и полотенца в идеальный порядок. Портомойня после цветаевского дома буквально смывает тягостные ощущения, действует как успокаивающий прохладный душ.
Каждого экскурсовода хочется поблагодарить от всего сердца, но одного из них — особенно. Он из тех людей, кого забыть невозможно. Андрей Иванов, проводивший обзорные экскурсии по городу, где он знает буквально каждый камень, готов рассказывать захватывающе интересные истории и легенды часами! Его увлечённость любимым делом заслуживает воспевающей оды. Есть великие артисты, музыканты, писатели, художники, спортсмены, а тут на примере Андрея Иванова я убедилась в том, что выдающимся может быть экскурсовод, если он талантлив и влюблён в родной город и свою работу. Такая искренняя самоотдача и преданность своему делу вызывает не просто уважение, а преклонение.
Елабужский государственный музей-заповедник — единственный в Татарстане, в России и во всём мире, потому что здесь, как всегда и везде, главное — человеческий фактор. Каждый из елабужских музеев стал гостеприимным и уютным домом, потому что здесь есть настоящая хозяйка — генеральный директор Гульзада Ракиповна Руденко, удивительной теплоты и работоспособности человек и редкого таланта руководитель, она-то и сделала музейный комплекс уникальным.
В этом году с 10 по 14 июля я вновь приеду на фестиваль «Летние вечера в Елабуге» и целыми днями, вплоть до вечерних концертов, буду осматривать другие музеи, ведь из шестнадцати я осмотрела всего лишь четыре.
Фотографии предоставлены Елабужским государственным музеем-заповедником.
Автор: Лилия Ященко, "Частный корреспондент".