Найти тему
Екатерина Смирнова

ОПЫТ ПОТРЕБИТЕЛЯ: что это такое и зачем его анализировать?

Друзья, всем привет! ⠀⠀

Вопросы клиентов: спрашивают одно и тоже, надоедают, утомляют, не могут прочитать то, что написано на сайте. ЗНАКОМО ВАМ? ⠀⠀

Если да, то могу Вас заверить, что скорее всего у Вас как компании формируется негативный опыт потребителя. Работа с вопросами клиентов – эта всего лишь часть работы с опытом потребителя с которой вы сталкиваетесь как в он-лайне, так и в офф-лайне, но именно эта работа формирует пользовательский опыт потребителя с компанией. ⠀⠀

Опыт потребителя или пользователя товарами или услугами не ограничивается получением самой услуги или самого товара. ⠀⠀

⠀⠀

Опыт потребителя формируется по следованию «пути потребителя» (это совокупность всех точек контакта, где потребитель взаимодействует с компанией). ⠀⠀⠀

Легко сказать, но как это все формируется? Давайте рассмотрим методику ⠀

1. Процесс покупки разбивается на блоки. Возьмем, например, интернет-магазин и разобьем процесс покупки:

*Выбор интернет-магазина

*Поиск и выбор товара

*Оформление заказа

*Подтверждение заказа

*Исполнение заказа

*Послепродажное обслуживание

2. Каждый из этапов разбивается на точки контакта. А этим точкам контакта присваивается фактор. Давайте для примера выделим:

*Поиск в сети (можно уточнять соц сети, яндекс, гугл). Здесь определяем наше ранжирование в сети, место в поисковых сетях, оцениваем реклму т.д. Оцениваем конкурентоспособность товара на рынке (цены, скидки, условия доставки, полноту информации на сайте, качество отзывов на сайте и в сети о конкурентах и др.) Анализируем рекламную активность.

*Выбор товара на сайте (оцениваем юзабилити сайта, ведем работу с разработчиками сайтов, анализируем, где и что не работает и где люди уходят)

*Оформление заказа (оцениваем удобство, понятность, лучше на основе фокус-групп)

*Контакт с менеджером, колл- центром (слушаем звонки через call-трекинг или записи в call-центре)

*Он-лайн оплата заказа (смотрим способы оплаты у конкурентов и проверяем есть ли ошибки)

*Подтверждение заказа и отслеживание и его статуса (проверяем оперативность обновления и информирования клиента)

*Получение заказа через курьера (проводим оценку работы курьеров)

*Получение заказа через самовывоз (проходим путь покупателя у конкурентов смотрим чего не хватает)

*Возврат и обмен товара (Оцениваем частоту обращений и эффективность обращения)

*Послепродажное обслуживание (просим оценить существующих клиентов, проверяем как исполняем обязательства)

*Послепродажное взаимодействие с клиентом (реакция на негатив в случае если он имеет место быть)

*Взаимодействие с клиентом (рассылки, соц сети и т.д.) – анализируем относительно конкурентов

Часто крупные компании делают картографирование, т.е. фиксируют пользовательский путь, чтобы позднее можно было по гипотезам оценить влияние опыта на лояльность или оценить качество взаимодействий компании с потребителем.