Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Соблазн» - лав-стори на фоне советского классового неравенства

Перестроечное кино, в принципе, не оставляет камня на камне, являя постсоветских граждан, как недостойное и убогое стадо. Но чаще всего это делалось грубо, напрямик и в лоб. Орёт рок-музыка, орут родители какой-нибудь малолетней овцы, вставшей на путь бунта и Великой Анархии, всё — орёт, короче.

Однако же самые умные и тонкие кинокартины того времени — без визга. Все назовут «Курьер», я тоже. Но ещё - «Соблазн» (1987). Этот фильм произвёл на меня большое впечатление в конце 1980-х и время от времени я его пересматриваю.

Дочь предаёт мать, которая до этого предала её, тогда как отец давно предал их всех.
Дочь предаёт мать, которая до этого предала её, тогда как отец давно предал их всех.

В «Kурьере» есть положительный герой — Иван и даже Маленькую Веру немного жалко, не говоря уже об агрессивном и заблудшем Арлекино. В «Соблазне» хороших и порядочных — нет, а мрази - абсолютно все. И главное, что все — предатели.

Дочь предаёт мать, которая до этого предала её, тогда как отец давно предал их всех. Фильм настолько изыскан и злобен, что спойлерить — не предосудительно. Некая серая девочка (а она серая от собственной слабости, а не от того, что родилась дурочкой) переходит в другую школу...

Мажоры — столь же мерзки, как и главггероиня Женечка. Мясистые девки и мальчики с мятыми лицами. Некрасивые люди. Нарочно некрасивые. Так снято.
Мажоры — столь же мерзки, как и главггероиня Женечка. Мясистые девки и мальчики с мятыми лицами. Некрасивые люди. Нарочно некрасивые. Так снято.

...Где (так уж вышло) обучаются крутые дети всяких бонз и начальников. Мажоры — столь же мерзки, как и главггероиня Женечка. Мясистые девки и мальчики с мятыми лицами. Некрасивые люди. Нарочно некрасивые. Тухлые даже на вид. Точнее, они так сняты...

Все они в реале нормальные — одну из этих «девочек» (актрису Елену Руфанову) потом видела в питерском театре. Впрочем, мир тоже снят, как нечто полумёртвое. И дело не в том, что в кадре — обшарпанный Ленинград конца 1980-х. Дворы-колодцы, где когда-то бродил мсье Раскольников.

Итак, Женечка влюбляется в мажорчика Борю, сына некоего именитого портретиста, малюющего членов Политбюро.
Итак, Женечка влюбляется в мажорчика Борю, сына некоего именитого портретиста, малюющего членов Политбюро.

Оп, я снова отвлеклась. Итак, Женечка влюбляется в мажорчика Борю, сына некоего именитого портретиста, малюющего членов Политбюро. Понятно, что Боря (или — Борис Маркович, как называет его домашняя прислуга!!!) на Женечку — ноль внимания_кило презрения.

И тогда крысо-образная Женя начинает играть роль богатой девочки, которая просто не выпендривалась до времени. Благо, её потасканная и - усталая маман (из типично-НИИных тёток) решила рвануть на курорт с потенциальным женихом. Не, любви нет. Есть желание вырваться.

Тут у всех — это желание. Вырваться. Люди в клетке. Им невыразимо скучно. И богатым, и бедным.
Тут у всех — это желание. Вырваться. Люди в клетке. Им невыразимо скучно. И богатым, и бедным.

Тут у всех — это желание. Вырваться. Люди в клетке. Им невыразимо скучно. И богатым, и бедным. Если смотреть внимательно, то «крутизна» мажоров смотрится немногим лучше, чем бедность этой дуры-Жени. Обречённость и бессмыслие в каждом кадре. Училка с набором правильных штампов, над которой все ржут.

Даже финальная драка девок — какая-то унылая, хотя — с кровищей, да и снята мастерски. По сути, оба типажа - и нищебродка Женя, и сын придворного малевателя Боря — скоро, очень скоро пойдут, что называется — лесом. То есть нафиг. Кто-то ведь выиграет гонку?

Если смотреть внимательно, то «крутизна» мажоров смотрится немногим лучше, чем бедность этой дуры-Жени.
Если смотреть внимательно, то «крутизна» мажоров смотрится немногим лучше, чем бедность этой дуры-Жени.

Там есть два персонажа второго плана — Вожжов и Kанарейкина, предприимчивые и хитрые, из простых. Очень сервильные и готовые на всё. Не интеллигенты и не из художественной среды. Вожжов приторговывает чем-то (будущий деляга 1990-х), а Kанарейкина донашивает шмотьё за богатыми подругами.

В фильме это не так злобно проявлено, как в повести, и ещё Канарейкина страшно гордится близостью «к кругам». Далее? Она без особых колебаний соглашается ехать с посторонним мужиком ...за деньги. Следующая ступень — интердевочка. Они и выиграют гонку 1990-х — эти прихлебатели.

Kанарейкина без особых колебаний соглашается ехать с посторонним мужиком ...за деньги.
Kанарейкина без особых колебаний соглашается ехать с посторонним мужиком ...за деньги.

В этой картине очень ясно показано, что советский мир развалился ...от зависти. Тут всеми, включая главгероиню, движет исключительно зависть. Не любовь, хотя она вроде как любит этого Борю; не развитие — его нет, всё остановилось; не поиски гармонии (ах, о чём вы?!), а тупая материальная зависть и — да, желание вырваться.

И финал — сокрушителен. Девки-мажорки, оскорблённые обманом, бьют наотмашь. Женя — не остаётся в долгу. Что далее? Она уходит в темноту подворотни, и нам слышно, как она поднимается в свою халабуду. После всего этого — только в петлю.

Зина Корзина (с)

Также в тему: Самый занятный персонаж фильма 'Интердевочка'.