Перестроечное кино, в принципе, не оставляет камня на камне, являя постсоветских граждан, как недостойное и убогое стадо. Но чаще всего это делалось грубо, напрямик и в лоб. Орёт рок-музыка, орут родители какой-нибудь малолетней овцы, вставшей на путь бунта и Великой Анархии, всё — орёт, короче.
Однако же самые умные и тонкие кинокартины того времени — без визга. Все назовут «Курьер», я тоже. Но ещё - «Соблазн» (1987). Этот фильм произвёл на меня большое впечатление в конце 1980-х и время от времени я его пересматриваю.
В «Kурьере» есть положительный герой — Иван и даже Маленькую Веру немного жалко, не говоря уже об агрессивном и заблудшем Арлекино. В «Соблазне» хороших и порядочных — нет, а мрази - абсолютно все. И главное, что все — предатели.
Дочь предаёт мать, которая до этого предала её, тогда как отец давно предал их всех. Фильм настолько изыскан и злобен, что спойлерить — не предосудительно. Некая серая девочка (а она серая от собственной слабости, а не от того, что родилась дурочкой) переходит в другую школу...
...Где (так уж вышло) обучаются крутые дети всяких бонз и начальников. Мажоры — столь же мерзки, как и главггероиня Женечка. Мясистые девки и мальчики с мятыми лицами. Некрасивые люди. Нарочно некрасивые. Тухлые даже на вид. Точнее, они так сняты...
Все они в реале нормальные — одну из этих «девочек» (актрису Елену Руфанову) потом видела в питерском театре. Впрочем, мир тоже снят, как нечто полумёртвое. И дело не в том, что в кадре — обшарпанный Ленинград конца 1980-х. Дворы-колодцы, где когда-то бродил мсье Раскольников.
Оп, я снова отвлеклась. Итак, Женечка влюбляется в мажорчика Борю, сына некоего именитого портретиста, малюющего членов Политбюро. Понятно, что Боря (или — Борис Маркович, как называет его домашняя прислуга!!!) на Женечку — ноль внимания_кило презрения.
И тогда крысо-образная Женя начинает играть роль богатой девочки, которая просто не выпендривалась до времени. Благо, её потасканная и - усталая маман (из типично-НИИных тёток) решила рвануть на курорт с потенциальным женихом. Не, любви нет. Есть желание вырваться.
Тут у всех — это желание. Вырваться. Люди в клетке. Им невыразимо скучно. И богатым, и бедным. Если смотреть внимательно, то «крутизна» мажоров смотрится немногим лучше, чем бедность этой дуры-Жени. Обречённость и бессмыслие в каждом кадре. Училка с набором правильных штампов, над которой все ржут.
Даже финальная драка девок — какая-то унылая, хотя — с кровищей, да и снята мастерски. По сути, оба типажа - и нищебродка Женя, и сын придворного малевателя Боря — скоро, очень скоро пойдут, что называется — лесом. То есть нафиг. Кто-то ведь выиграет гонку?
Там есть два персонажа второго плана — Вожжов и Kанарейкина, предприимчивые и хитрые, из простых. Очень сервильные и готовые на всё. Не интеллигенты и не из художественной среды. Вожжов приторговывает чем-то (будущий деляга 1990-х), а Kанарейкина донашивает шмотьё за богатыми подругами.
В фильме это не так злобно проявлено, как в повести, и ещё Канарейкина страшно гордится близостью «к кругам». Далее? Она без особых колебаний соглашается ехать с посторонним мужиком ...за деньги. Следующая ступень — интердевочка. Они и выиграют гонку 1990-х — эти прихлебатели.
В этой картине очень ясно показано, что советский мир развалился ...от зависти. Тут всеми, включая главгероиню, движет исключительно зависть. Не любовь, хотя она вроде как любит этого Борю; не развитие — его нет, всё остановилось; не поиски гармонии (ах, о чём вы?!), а тупая материальная зависть и — да, желание вырваться.
И финал — сокрушителен. Девки-мажорки, оскорблённые обманом, бьют наотмашь. Женя — не остаётся в долгу. Что далее? Она уходит в темноту подворотни, и нам слышно, как она поднимается в свою халабуду. После всего этого — только в петлю.
Зина Корзина (с)
Также в тему: Самый занятный персонаж фильма 'Интердевочка'.