Новосибирская область большей своей частью расположена на равнине и только в юго- восточной части имеются небольшие холмы и горы, высота которых впрочем не превышает 500 метров над уровнем моря, а над окружающим ландшафтом вышеуказанные горы возвышаются и того меньше, какие-то 200- 300 метров! Хотя я бесконечно буду восхищаться красотой Буготакских сопок, и горами и сопками Салаирского кряжа, но иногда... каюсь, всегда хочется побывать среди многокилометровых пиков, чтобы были ледники и вечные снега на вершинах, чтобы ощутить собственную ничтожность, рядом с грозными исполинами. Мальчишкой мне довелось побывать на Тянь Шане и вид «настоящих» гор до сих пор, нет- нет, да и всплывёт в памяти, как будто видел их только вчера. Однако, грянула перестройка и Казахстан с Киргизией, предмет моих мальчишеских воспоминаний, стали заграницей, соответственно их посещение теперь связано с рядом сложностей!
Новосибирцам повезло, у нас практически под боком находится Республика Алтай, территория которой практически одна большая горная система, состоящая из множества хребтов.
Но парадокс, не смотря на большое желание оказаться в горах и явную географическую близость, за всю свою жизнь, я так и не выбрался в Горный Алтай. По трассе Новосибирск — Ташанта я ездил неоднократно, но дальше города Бийска быть не доводилось, хотя горы начинаются буквально в 50 километрах от этого замечательного городка, это разумеется мне было известно, но всё равно, каждый раз оказываясь в Бийске и выполнив запланированное, я упорно «поворачивал лыжи» в сторону дома, оставляя посещение гор на следующий раз.
В это лето пришло окончательное понимание, что откладывать больше нельзя! Едем обязательно, НО!!! Сначала прошёл май в ожидании окончания учебного года, и не меньшего ожидания когда же подрастёт зелёная трава, чтобы всякие пиро маньяки не пустили пал в сторону моего дома, за ним июнь в бесконечных покосах долгожданной зелёной травы, чтобы обитавшие в ней клещи, не высосали нас до суха, ну и погода упорно вносила свои коррективы.
Субботним вечером, 29 июня, посмотрев, в очередной раз, прогноз погоды в Новосибирской области и Республике Алтай и убедившись, что ближайшие десять дней не сулят ничего хорошего, кроме дождей и низкой температуры, со спокойной совестью отправился спать, а проснувшись утром огорошил жену известием, что сейчас мы умываемся и едем на Алтай!! Жена спросила, - А почему же сия гениальная идея не посетила тебя вчера вечером, я хотя бы собраться успела! Но я сказал абсолютно честно, что вчера я и сам не знал!
Проявив быстроту солдата в казарме, поднятому по сигналу тревоги, мы собрались. Если конечно можно применить этот термин, к кое как утрамбованным в машину вещам, спальным принадлежностям, посуде, детям и т. д., через 2 часа выдвигаемся «горам на встречу»! Crazy турист, он и в Африке такой же!
Поскольку живём мы за городом, то наш маршрут на Алтай проходит через Новосибирск. День выходной и в обычные на въезде в город пробки мы не попали, поэтому через два часа, мы уже закупались продуктами в последнем супермаркете, на выезде из Новосибирска.
Дорога на Алтай мне уже знакома, поэтому едем без остановок. Вернее остановки требуются, чтобы дать размяться нашим троим детям. Кроме того нашему младшему сыну всего один год и его требуется кормить более менее соблюдая график. К восьми часам вечера мы были в 30 километрах от города Бийска. Самое время подумать о ночёвке. Сунувшись в пару свёртков и не впечатлившись увиденным, с третьей попытки мы нашли своё место. Хотя ночёвка в лесу на полянке была бы более желанной, ночевать на окраине поля нам не впервой.
Приготовив ужин и устроив спальные места укладываемся спать. Пробег за день составил 419 км. Устройство спального места, в нашем случае, имеет свои особенности, т. к. я вожу с собой довольно много инструмента и некоторое количество запчастей. Кроме этого везу помимо запасного колеса ещё и запасную покрышку, потому что резина на машине уже сильно поношена и ощутимо «кривая», так что на случай если корд полезет у меня не одна, а две запаски. По этой же причине путевая скорость ограничена 90 км/час.
Ночь прошла спокойно, но с непривычки часто просыпались. Поднявшись утром занимаемся каждый своим делом, жена готовит завтрак, я привожу машину в ходовое состояние, т. е. убираю спальные места и набиваю багажник вещами, которые ночью находятся под машиной.
Выдвигаемся. Сегодня у нас по планам добраться в горную часть Алтая, но кроме того запланировано несколько часов погулять по Бийску. Вообще Бийск один из любимых моих городков, вернее его старая часть. К сожалению, с каждым моим визитом замечаю, что красивых, дореволюционных домов становиться всё меньше. Видимо связано это как раз с тем, что жильцы этих домов оказались как бы в заложниках законодательства. С одной стороны им запрещено самостоятельно ремонтировать и как- либо усовершенствовать эти дома, т. к. они имеют статус памятников архитектуры, при этом нанимать уполномоченные реставрационные организации во много раз дороже, с другой стороны деньги из бюджета, на подобные мероприятия, получить ещё не реальнее. И ветшают эти действительно красивые памятники старины, и смотрят на прохожих выбитыми окнами, словно пустыми глазницами. Не исключено, что и сами жильцы стараются «побыстрее добить» свои дома, до состояния «само развалилось», чтобы получить благоустроенное жильё.
Но вернёмся к нашему путешествию! Во время прогулки, в киоске Союзпечати была куплена карта Чуйского тракта, для того чтобы иметь больше информации о предстоящем пути.
На ней также отмечены основные достопримечательности, но хотя это конечно лучше чем «Атлас автомобильных дорог» с масштабом в 1см.- 7,5 км., для желающих поехать в Республику Алтай, я бы посоветовал запастись более подробной информацией, уровня путеводителей!!
Погуляв по Бийску, в середине дня выдвигаемся в сторону Горно-Алтайска. По пути заезжаем в этнографический парк
и село Сростки, на родину писателя и актёра Василия Макаровича Шукшина.
С вершины горы, где установлен памятник В. М. Шукшину, увидели «настоящие горы», голубеющие на горизонте.
Ознакомившись с селом возвращаемся на трассу. За каждым поворотом, окружающие ландшафты становятся всё более красивыми. Равнина постепенно переходит в холмистую местность, а практически каждый следующий холм заметно прибавляет в росте.
Начинают появляться скальные выходы и отвесные стенки. Около республиканской границы вокруг нас уже полноценные, хотя и небольшие горы.
Въезжаем в республику Алтай...
Памятник пешему путешественнику...
Через пару часов, с остановкой для приготовления еды и кормления младшего члена экипажа, въезжаем в Горно-Алтайск. Оставив машину на парковке супермаркета, идём на прогулку и знакомство с городом.
Погуляв и основательно размявшись, мы готовы отправиться дальше. План на сегодня выехать из города и найти подходящее место для ночёвки. Наслушавшись страшилок о коварных алтайцах подстерегающих туристов в укромных местах, решили, ночевать будем на территории кемпингов. И немного не доезжая посёлка Монжерок, такое место нашлось. Замечательная база отдыха, прямо на берегу Катуни. Катунь в этих местах называют бирюзовой из-за цвета воды, но в данное время цвет воды был простой, коричневатый. Бирюзовой она станет ближе к осени, когда снега в горах закончат таяние и талые воды перестанут приносить песок, глину и прочее. Заплатив 200 рублей за стоянку, останавливаемся на охраняемой площадке перед въездом на базу, прямо около спуска к реке.
Дети убегают на базу, там имеется детская площадка и много других ребятишек. Готовим ужин, раскладываем спальные места. После ужина, уже в сумерках, совместно с другими родителями, разбираем каждый своих детей и уводим их по местам ночёвок. В сравнение со вчерашним днём, поражает полное отсутствие комаров, мошки и прочих кровососов. Пробег за день составил 160 км.
Проснувшись утром завтракаем и убираем спальные принадлежности. Около 10 часов выдвигаемся.
Прораб малость психанул))...
Едем, наслаждаемся видами. За каждым поворотом пейзажи всё более захватывающие.
В таких случаях главное не забывать про дорогу. Несколько раз засмотревшись выезжал то на обочину, то на встречку. Погода начала портиться и на Семинский перевал мы въехали в сплошной завесе из дождя, а спускаясь с него начался град, причём такой силы, что пришлось останавливаться, т. к. отдельные градины более сантиметра диаметром, ударяли в лобовое стекло с такой силой, что я начал опасаться за его целостность.
После остановки сила удара была хоть и сильной, но значительно меньше чем на ходу.
Углубляемся дальше в горный Алтай, пересекаем перевал Чике- Таман, он хотя и ниже, но серпантины местами значительно круче, чем на Семинском.
По пути останавливаемся около достопримечательностей, информацию о которых черпаем из карты.
После спуска в долину, опять попали под град силой не меньше, чем на Семинском.
На фото хорошо видны летящие градины...
Водопад...
Панорама от водопада...
На заднем плане водопад "Девичьи слёзы"...
Около 18 часов приезжаем к конечной точке маршрута Гейзерному озеру, находящемуся за посёлком Акташ.
Гать проложенная через болото, к Гейзерному озеру...
Само озеро. Дождь помешал оценить всю красоту этого места. На несколько секунд дождь прекратился и вода успокоилась. В ровной воде сразу проявилась глубина воронки, по рассказам других туристов составляющая более 6 метров...
По мнению встреченных путешественников, настоящий Алтай начинается за Акташем. Там самые грандиозные виды и самые высокие горы. Я согласен заочно, т. к. на мгновение пелена дождя и туч между ближайших гор разошлась и нам показались величественные пики с шапками вечных снегов...
Познакомившись с этим замечательным местом, поворачиваем назад, домой!
Немного не доезжая Чике- Тамана заезжаем на ночлег в кемпинг. Хозяйка кемпинга, молодая алтайская женщина лет 30, за 450 рублей разместила нас на замечательном месте, прямо на берегу красивой горной речки Большой Ильгумень, а со всех сторон нас окружали величественные горы.
Далее традиционная вечерняя рутина — приготовление ужина и устройство спальных мест. Пробег за день 466 км.
На следующий день, проснулись поразительно рано, около 4. 30 утра, причём чувствовали себя абсолютно бодрыми. Пока собрались и выехали, было уже 9 часов.
Выезжаем. Дорога сразу же идёт на подъём, на перевал. Поднявшись на вершину Чике- Тамана, останавливаемся на обзорной площадке и отправляемся разжиться сувенирами.
-"Алтай подо мною, один в вышине"- (перефразирую классика)...
На площадке много машин с номерами разных регионов. Больше всего Алтайских, Новосибирских и Кемеровских номеров. Но!!! Самое интересное то, что полно иностранцев. Вообще за поездку нам попались три автодома с российскими номерами и одна машина с жилым прицепом на Кемеровских номерах, при этом иностранных автодомов, переделанных джипов и экспедиционников попалось несколько десятков. Караван французов машин из двенадцати, итальянцы на двух джипах направляющиеся в Монголию, экспедиционник на базе древнего армейского грузовика на немецких номерах, велосипедистка француженка, кого мы только не увидели. Попался даже мотоциклист на мотоцикле времён второй мировой войны, и грузовик 5-тоник FUSO, у которого на раме позади кабины стоял маленький домик, обшитый сайдингом, с маленьким чердачным окном и двухскатной крышей, покрытой метало-черепицей. Пробыв на этой площадке 1,5 часа, выдвигаемся в сторону дома. С небольшими остановками на обед, разминки и съёмку особо красивых мест, через тринадцать часов, уже ночью, добираемся до дома. Эта поездка закончилась, но вирус Горного Алтая прочно обосновался в крови и я уверен мы туда ещё вернёмся. Происшествий не случилось, кроме потерянной крышки объектива от NIKONа, где-то около Семинского перевала. Со стороны алтайцев, я не заметил не только какой-либо неприязни, но и невежливости в разговоре.
Вообще рассказы о неприязни алтайцев к чужакам, на мой взгляд не соответствуют действительности процентов на 80! Вернее может и соответствуют, но в большинстве своём вызваны именно самими туристами. Поясню... и сразу оговорюсь, что это моё мнение.
- Самое главное о чём очень часто забывают приезжающие, так это о том, что мы гости на Алтае, а они хозяева, и гостям требуется соблюдать правила приличия, а именно:
- Не сорить! Меня поразила чистота на природе. Думаю сами алтайцы, будучи язычниками и шаманистами по вере, не сорят, чтобы не вызывать гнева духов природы.
- Не считать их людьми второго сорта! То, что они в большинстве своём селяне, не даёт право считать их дикарями и «колхозанами», и уж тем более дураками!
- Не пытаться их кидануть! Для некоторых, получить что-то на халяву, считается делом «чести» и предметом гордости среди своего окружения, Но!!! нужно понимать, что алтайцы не обязаны бесплатно размещать туристов на своей (купленной или взятой в аренду) земле, не должны заготавливать дрова и бесплатно раздавать их туристам и т. д. И ещё много, что не обязаны! Люди стараются заработать как можно больше денег, на долгое зимнее межсезонье!
- Это люди со своим менталитетом и не нужно с ними начинать говорить «за жизнь», кроме случаев, когда они сами являются инициаторами такого общения, тем более учить их жизни и навязывать свои ценности!
Возможно в следующих поездках я узнаю больше об этом народе, но пока мнение только положительное.
Ну и напоследок калькуляция затрат:
Горючка:
28, 95 литра на 1100 руб.
12,16 литра на 500 руб.
33,16 литра на 1300 руб.
11, 52 литра на 500 руб.
39, 48 литра на 1500 руб.
Продукты:
2754 руб., но часть привезли домой.
Сувениры:
1530 руб.
Кемпинг:
200+450 руб.
Прочее:
Газовые баллоны 178 руб.
Батут детям 200 руб.
Итого:
10212 рублей.
Если Вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновлений и конечно же комментируйте!