Найти тему
Вечерний Лошманов

«Ресторанный навигатор» Михаила Лопатина: достоинства, недостатки, ошибки

Оглавление

В понедельник в баре «Котельная» при стечении заинтересованной публики Михаил Лопатин представил составленный под его руководством «Ресторанный навигатор».

Звучали аплодисменты. Угощали коктейлями с хорошим скотчем и славными наполеонами со свиными рёбрышками. Михаил с удовольствием раздавал автографы.

-2

Некоторым ресторанам Миша вручил почётные грамоты.

-3

Вот так выглядит «Ресторанный навигатор». Продаваться он будет в книжных и в «Азбуке Вкуса», цена в районе 600 рублей.

-4

Чем «Ресторанный навигатор» интересен

Это первый такого уровня путеводитель по московским ресторанам, кафе и барам — с ощутимой широтой охвата и системой оценок. До этого, можно вспомнить, были путеводители «Афиши» (у которых «Ресторанный навигатор», кажется, позаимствовал шрифты). И ещё был прошлогодний российский выпуск французского гида Gault & Millau, который кроме как позорищем назвать нельзя никак.

Михаил составил себе некоторое время назад шумную и скандальную славу с помощью своего проекта Insider.Moscow, в котором анонимно (на первых порах) раздавал всем сестрам по серьгам, песоча московские рестораны в хвост и в гриву. И сам, и с помощью других, действительно оставшихся анонимными рецензентами. То есть я могу сказать, что сам тоже туда писал, но не могу сказать с точностью, кто ещё. А судя по стилю, там было ещё как минимум четыре-пять рецензентов.

И вот Лопатин остепенился. Сначала Insider перестал быть анонимным. Потом Миша занялся ресторанным пиаром. И вот теперь он окончательно институциализировался. Сначала он придумал свою собственную премию, которую вручил в первом российском «Макдоналдсе». Теперь вот выпустил качественный ресторанный гид.

И это, наверное, первый вообще гид, сделанный не сверху, а снизу. Миша ещё со студенческих времён — восторженный и неуёмный едок. Он десятки лет тратил деньги в барах и ресторанах, он потратил в них, наверное, сотни тысяч долларов. Он всей этой барно-ресторанной жизни — просто фанат. Когда Зимин отправлял нас с фотографом снимать кухню Миши для «Афиши-Еды», он представил мне его так: «Это человек, который может за день обойти пять новых ресторанов». И так оно и было.

И теперь этот целенаправленный потребитель сделал свой бумажный гид, потому что с полным правом может сказать всем ресторанным критикам вместе взятым: «Ребята, я съел и выпил больше, чем все вы вместе взятые». И если при этом преувеличит, то ненамного.

Миша — как и в случае с премией — осуществил свою мечту, да ещё такую, которая может быть полезна и другим людям. За что его точно можно уважать.

Как устроен «Ресторанный навигатор»

Очень просто. Всё расположено по алфавиту. В конец вынесен раздел, посвящённый главным фудкортам города (чего они, конечно, более чем заслуживают).

-5

На каждое место — рецензия размером в полтыщи знаков и три оценки по 30-балльной системе: за еду, за дизайн и за сервис.

-6

Также кратко, одним-двумя словами, указано, чем именно это место ценно.

Самым лучшим заведениям посвящён отдельный разворот. (В баллах у Delicatessen опечатка.)

-7

Чем «Ресторанный навигатор» хорош

Тем, что он первый печатный с таким охватом — более 1000 московских заведений.

Тем, что он использует понятную систему оценок.

И тем, что этим оценкам — посмотрел несколько десятков рецензий на ценимые и не ценимые мной места — по большей части можно доверять. По крайней мере, с моей точки зрения.

Чем «Ресторанный навигатор» неудобен

Прежде всего, неудобный формат: справочник длинный и узкий.

Не очень удобен алфавитный порядок в отсутствие территориального.

Отсутствуют — это очень существенный недостаток — ценовые категории ресторанов. Сеть Coffeeshop и сеть «Кофемания», рюмочная «Зинзивер» и бар «Вода» соревнуются исключительно на уровне еды (еды ли, кстати, в двух последних случаях?), дизайна и сервиса.

Совершенно непонятно, зачем в рецензиях важное выделять не только болдом, но ещё и кавычками. Приведу в пример рецензию на сеть «Моремания»: «В каждом из кафе ежечасно «полная посадка», а к вечеру «выстраивается очередь» за «блестящим сибасом» <…> «Цены почти смешные», а «качество без перебоев». Читаешь — и невозможно избавиться от ощущения, что в эти рестораны точно идти не надо, потому что и цены там на самом деле не смешные, и качество с перебоями, и сибас далеко не блестящ, и никаких очередей не выстраивается.

А главное, пожалуй, неудобство «Навигатора» в том, что он бумажный. Ну кому в 2019 году нужен такой вот обширный бумажный гид по ресторанам? Зачем? Оценки можно и в интернете узнать. (Сайт гида — restnavigator.ru — пока не работает.)

Ловля блох

Блох в книге предостаточно, буквально на каждой странице. Какой-нибудь заинтересованный критик может легко разбить «Ресторанный навигатор» в пух и прах. Как минимум за небрежность.

Поймаю несколько насекомых.

Про чебуречную «Дружба» на «Сухаревской» написано так: «Всегда стоит очередь за чебуреками, которые, по отзывам, лучшие в Москве». Но на то и взялся «Навигатор», чтобы сказать, лучшие там чебуреки или нет. Или никто из команды в «Дружбе» их так и не попробовал?

-8

В рецензии на ресторан «Сахли» сказано, что там готовят «правильное сациви (орех в соусе мелко натёрт)». Но вернее было бы сказать, что правильное оно там потому, что это одно из немногих мест, где сациви варят, а не выдают за сациви соус баже. Да и кто натирает сейчас орехи, перемалывают давно.

-9

Рестораны Pescatore и Cacciatore высоко (и справедливо) оценены. Но как один ресторан.

-10

На самом же деле это два ресторана с двумя разными шефами и совершенно разной кухней. Их и оценивать надо по-разному.

Похожий случай: сетевым заведениям, даже если их десяток и больше, ставятся одни оценки на всех. Но они ведь точно отличаются друг от друга, а многие к тому же работают по франшизе.

Узбекские кухни исчерпываются шестью именами, среди которых обе «Чайхоны №1», — и это в городе с бешеным количеством чайхан, во многих из которых кормят больше чем на 15 навигаторских баллов.

«Навигатор» пишет о «Дагестанской лавке» на фудкортах — и ни слова не говорит о первом проекте основателей лавки, горском ресторане «Жи есть», который до сих пор прекрасно себя чувствует и отлично кормит.

У «Бирмаркета» вместо Страстного бульвара указана Бутырская улица. И там, действительно, был когда-то «Бирмаркет» — но то был относительно дорогой ресторан с огромным количеством пива. А речь идёт об одной из лучших сегодняшних пивных, где выбор пива тоже большой, но это недорогое место. (Кстати, и тот и другой «Бирмаркеты», а ещё Pivbar и в своё время «Дурдина» придумал один и тот же человек.)

-11

Про Pizza Express повторена старая байка: «фастфуд высокого класса родом из Британии». Хотя это чисто московское заведение, никогда не имевшее отношения к британской сети. Точно это знаю, потому что сам в своё время так же ошибся.

-12

Такого много, но всё это мелочи.

Главное — то, что по гиду видно, какая была проделана большая и систематическая работа. То, кому она нужна и нужна ли, — другой вопрос.

Процитирую слова Геннадия Йозефавичуса с последней страницы обложки: «А ещё поражает вот что: в эпоху прощания с бумагой пройти обратный путь и превратить облачный формат в нечто осязаемое, весомое и очень бумажное — это же кем быть надо? А быть надо Михаилом Лопатиным».

Миша захотел — и Миша сделал. Для себя в первую очередь.

В следующих выпусках — про то, кому нужны барменские конкурсы, а кому — рейтинг «50 лучших ресторанов мира», а также другие истории из мира еды. Пока же можно почитать про езидское кафе под Арзамасом или про новую пиццерию Дмитрия Зотова. Подписывайтесь!

А послушаем мы с вами сегодня душераздирающий южноафриканский хаус, который уже даже на квайто не похож. Исполняют Де Мтуда Мтутузели и Ньелик. Так вот зовут этих парней.