Являясь студентом – магистрантом, в основном изучающим философию, я выбрал тему для диссертации - "Креативные инновации в сфере культуры и искусства". И у многих, может появиться вопрос:
“А причем здесь кинематограф?”
Движущаяся картинка, с закадровым голосом, не несет в себе никакого философского задатка. Но это не верно. Движущаяся картинка – вот самый главный философский “волшебный фонарь”.
Платон в своем трактате “Государство”, описал притчу о пещере, где довольно точно описывается принцип современного кинопоказа. Великий философ помещает людей в пещеру, подобно зрителям: они прикованы и могут видеть перед собой лишь стену, на которой отражаются движущиеся тени предметов и людей, находящихся за их спинами. Тени образуются и падают на этот “экран”, благодаря тому, что за участниками действия оказывается источник яркого света (В фильме Бернардо Бертолуччи - "Конформист", центральной метафорой, которой ведут все лейтмотивы - платоновский "миф о пещере").
Но давайте вернемся к самому кинематографу. Его началом принято считать 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер (Луи и Огюст), организовали в “Гран-кафе” на бульваре Капуцинок в Париже, первый публичный киносеанс. Будучи владельцами фабрики, Люмьеры сняли первый документальный фильм “Выход рабочих с фабрики Люмьер”, который длился 42 секунды. И это для современного зрителя, может показаться рекламным роликом, а для людей того времени – это целая эпопея. Эпопея, которую можно считать, той самой креативной инновацией.
Кинематограф стал для человека начала XX века настоящим удивлением и поводом посмеяться (в основном в эпоху немого кино выпускали комедии). Это еще не был аттракцион для масс, но и развлечением для богемы, так же нельзя было это назвать. Все изменилось с появлением звука, когда зритель бежал в кинотеатр не просто посмотреть на “Пещеру Платона”, а еще ее послушать, порадовать слух шелестом листьев, пением птиц и музыкальными номерами. Хотя большинство актеров и режиссеров делающих немое кино, были уверены, что зрителю не нужен звук… Но как мы видим сейчас – звук одно из самых главных “теней” кино.
Надеюсь, у меня получилось кратко рассказать о появлении кинематографа. А сейчас я бы хотел рассказать, что же такое “Креативные инновации”. И начнем, пожалуй, с самой инновации. Инновация (вик.) – это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Следовательно, креативные инновации (вик.) – это творческий подход к новым идеям в области техники, технологий и так далее. А кино, как раз самая главная креативная инновация XX века. Но, к сожалению, кино является – долгоиграющим сериалом, где рано или поздно, примерно на 5 сезоне у сценаристов и шоураннеров просто напросто заканчиваются идеи, что сейчас и видно в мировом кинематографе.
Мы живем в эпоху ремейков и плагиата, что является непосредственно кризисом идей. Согласитесь, сейчас очень трудно придумать новый сюжет, новых героев или вообще открыть новый жанр. Поэтому мы видим ремейки классических фильмов, плагиаты сериалов и множество заимствование идей. На сегодняшний день, главным аттракционном для зрителей и главным жанром, конечно же, является ЭКШН. Сейчас толпы людей сидят дома и думают, чем же закончится очередная часть “Мстителей”, какие отсылки будут в этом фильме, какие персонажи умрут и все в этом духе. Ничего не имею против фильмов подобного жанра, но они являются главной проблемой современного кинематографа. Зрителей уже не интересует целостный сюжет и “умные” действия персонажей, любую глупость, своего любимого персонажа, сегодняшний зритель, готов оправдывать до потери пульса. Зрителей не интересует “умное” кино, где затрагиваются проблемы современного общества, загрязнение планеты и философские вопросы. Сейчас, нынешнее общество похоже на то, что показывалось в фильме “Идеократия”, где главный герой фильма, попадая в будущее, сталкивается с отупением человеческой расы, его IQ 87 в этом мире будущего, является самым высоким среди людей, а поход в кино становится испытанием, потому что ГЛАВНЫМ фильмом этого мира, является, простите меня, пятая точка мужчины, которую показывают на протяжении полутора часов и зрителю это нравится.
Я не хочу сказать, что условные “Мстители”, это фильм такого же плана. Но задайте себе вопрос:
“Что это фильм несет в себе? Что он пытается сказать?”
Если посмотреть фильмы таких мастеров, как Бертолуччи, Феллини, Кубрик, то можно сказать точно
“Этот фильм, хочет мне, что-то сказать…”
А сейчас мы видим аттракцион, который нужен, только для развлечения, а не для саморазвития.
А как дела обстоят в Российском кинематографе? Если на Западе, ведущую роль играет компьютерная графика (КРЕАТИВНАЯ ИННОВАЦИЯ), которой можно простить дыры в сюжете и глупых героев, то в России, к большому сожалению, прощать нечего. Попытка “дать ответ Голливуду” вызывают только смех, русский кинематограф потерял свою идентичность, которая была в СССР и в 90-х. Просто откройте список фильмов выходивших в это время, закройте глаза и покажите пальцем на любой фильм, если окажется не шедевр, то хорошее, доброкачественное, а что главное – сделанное с душою произведение! Ремейки, плагиат и лень кино-производителя, а что еще самое главное – жадность, вот что сейчас представляет Российский кинематограф. Являясь человеком, который пытается писать сценарии, я не однократно сталкивался с проблемой:
“Слишком дорого выйдет и нам не интересно”
Вы можете сказать - “Значит, плохо пишешь”, возможно, но что скажете людям, чьи сценарии выигрывают конкурсы сценаристов, различные гранды, да и просто зайдите на любой сайт, где авторы выкладывают свои произведение в массы, некоторые из них очень достойные произведения, но вот еще одна проблема кинематографа (не только Российского) – это связи. Зачем давать талантливому писателю рассказать свою историю зрителям на экранах, дать ее в массы. На это нужно время, деньги, легче взять сына продюсера, дать ему две недели и он напишет какую - нибудь “Бабушку легкого поведения” (точнее сказать “Тутси”).
Что самое интересное - креативные инновации XXI века и превратили кино в пустышку. Я говорю о компьютерной графике. Раньше строили павильоны, гримировали актеров по 12 часов, съемочная группа выезжала на натуру и это давала зрителю по-настоящему ощутить ту самую атмосферу фильма. А что сейчас? Зеленый экран и датчики движения… Зачем нужно лететь в Сахару, если можно ее сделать на компьютере? Зачем накладывать нос и уши, если их можно сделать на компьютере? Вы скажете, что время такое, без этого никак, технологии развиваются, и конечно будете правы. Но поймите, кино – это не камера и сценарий – это душа, в которую вкладываются тысяча людей, они все идут за идеей, готовы ради этой идеи умереть! Но, к большому сожалению, сейчас для большинства киноделов, важны деньги и в этом, конечно виноваты мы с вами – зрители. Увидев трейлер новых “Звездных Войн”, которые только и делают, что играют на ностальгии, новых “Мстителей”, которые популяризируют, что если ты обычный человек без супер-костюма, сверх-способностей или внеземных технологий, то ты никак не сможешь спасти нашу планету.
А какой итог всего этого? Кино создавалась, как развлечение, но позже превратилось в нечто большее, вот попробуйте назвать лучшие фильмы всех времен, какого года они будут? Скорее всего, большинство из них середины - конца XX века. И эти фильмы будут нести в себе, что-то философское, литературное, они будут заставлять вас подумать, поразмыслить… А сейчас кино дает только адреналин, как на “Американских горках”. И как бороться с этой проблемой? Наверное, лучше всего – это помогать фильмам, которые пытаются, что-то донести до вас, дать вам почувствовать себя живым человеком, я не имею ввиду, что бойкотировать все эпичные фильмы, нет, просто иногда лучше выбрать горькую правду, чем сладкую ложь.