Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

ГЛУБОКИЕ ВОДЫ / EAUX PROFONDES. 1981

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

-2

Этот фильм, бесспорно, весьма характерен для творчества "позднего Девиля" ("Взбесившийся барашек"). С темой, не раз находившей отражение в классической литературе и кино.

Тайники человеческой души. Искуситель и жертва. Загадочный омут. Глубокие воды, которые до поры до времени могут незаметно протекать где-то в закоулках сознания, чтобы однажды неуправляемым потоком хлынуть наружу...

... Под хрустальные переливы музыки на экране появляется небольшой островок Джерси, "украденный" у французов англичанами. Ярким зеленым цветом залиты лужайки и парки, окружающие виллу супружеской пары - владельца небольшой парфюмерной фабрики Вика (Ж.-Л.Трентиньян) и молоденькой Мелани (И.Юппер).

-3

Авторы обстоятельно и неторопливо посвящают нас в любимое занятие скромного парфюмера - тот разводит улиток. Внимательным взглядом Вик часами следит за их медлительно-липкими движениями и простейшими реакциями. При малейшей опасности - спасение в глубине раковины, а в спокойное время - плавные прогулки по свежей листве...

Эти кадры становятся рефреном "Глубоких вод", приобретая некое символичческое значение в психологичекой ткани откровенно мелодраматической фабулы.

Мелани вдвое моложе своего мужа-отшельника. Она хочет развлекаться - веселиться, танцевать, ходить в гости, флиртовать.

Изабель Юппер в дуэте с Трентиньяном выступает на равных. Ей, актрисе, сыгравшей сложные, с "двойным дном" роли в фильмах знаменитых европейских мастеров, вполне доступны краски как скромной беззащитности, так и чувственно-агрессивной властности.

До поры герой Трентиньяна смотрит на эксцентрические причуды жены грустным взглядом провидца, неторопливо переставляющего фигурки на шахматной доске, растягивая удовольствие давно решенного этюда.

-4

Но Мелани все чаще начинает проводить время с молодыми мужчинами, своими сверстниками, открыто приводит их к себе домой. Она своенравна. Она вызывающе непокорна.

Рассудительная сдержанность мужа, его вежливое внимание, терпимость все больше начинают ее раздражать. И тогда Мелани откровенно провоцирует ревность Вика, унижая его мужское достоинство.

Впрочем, Трентиньян строит свою роль сложнее, чем во "Взбесившемся барашке". Это вовсе не жертва разбуженной ревности. Это холодный и расчетливый экспериментатор. Он проводит опыты не только с разновидностями улиток и парфюма, но и с психологией ближнего.

Авторы дают понять, что не Мелани провоцирует Вика, а сам Вик сознательно подталкивает жену к измене, искушает ее соблазнами с тем, чтобы развязать себе руки, найти моральное оправдание для преступлений.

Стать с их помощью полновластным диктатором в любви, сделать Мелани своей безропотной рабыней.

Тема подобных психологических экспериментов для Трентиньяна не нова. Нечто похожее он сыграл в "Пустыне Тартари" и "Любовной страсти". Только в "Глубоких водах" тема искушения проведена актером особенно изощренно.

... Первого из ухажеров Мелани находят мертвым в бассейне. Второго, приезжего канадца, вовсе не могут найти.

Мелани, интуитивно чувствуя неладное, заявляет на мужа в полицию, но следствие заходит в тупик. Самой Мелани уже ясно, что фраза, брошенная однажды мужем: "Того, кто мне не нравится, я просто убиваю", - далеко не шутка.

И когда она окончательно убеждается, что эти убийства Вик совершил из-за любви к ней, в ее душе тоже просыпаются "глубокие воды". Она понимает, что напрасно искала идеал сильного мужчины, не замечая того, кто рядом.

В финале супружеская пара обретает любовную гармонию...

Тон Мишеля Девиля в "Глубоких водах" заметно отличается от настроения его прежних картин. Все меньше места остается для легкой иронии, юмора. Всё больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление, и где так редки естественные человеческие чувства добра и сострадания...

Александр Федоров, 1990