Найти тему

Вертолёт Як-100: как Яковлев Сикорского копировал

Стремительные истребители - вот что сразу представляется, когда речь заходит о КБ Яковлева. Действительно, яковлевская фирма прославилась знаменитыми "ястребками" Великой Отечественной, да и потом делала отличные самолёты. Между тем, яковлевцы делали и вертолеты тоже.

Любители авиации сразу вспомнят "летающий вагон" Як-24 - единственный серийный вертолет данной схемы в СССР. И единственный серийный вертолет Яковлева. Но были у него и другие машины.

Вот, например, экспериментальный геликоптер "ЭГ" 1947 года (также называвшийся в КБ "изделие Ш"- "шутка", в силу достаточно критического отношения многих авиаторов к винтокрылой технике в началее ее развития):

-2

Геликоптер ЭГ Яковлев построил после посещения французского предприятия Бреге-Доран, где группа из КБ ознакомилась с весьма удачным вертолетом Gyroplane Laboratoire. Cоосную схему Яковлев выбрал под впечатлением от этой машины.

А вот Як-100, полетевший впервые осенью 1948 г. Машина строилась одновременно с Ми-1, характеристики были сходные (двигатель одинаковый). Было построено 2 вертолета Як -100.

-3

Вертолет трехместный, летчик и два пассажира. Летал со скоростью до 180 км/ч.

-4

К 1949 году вертолет удачно прошел заводские и приемочные испытания, с весьма хорошими результатами. По результату заводских испытаний был сделан вывод: геликоптер Як-100 по своим летно-техническим данным соответствует своему назначению геликоптера связи и обучения летчиков. Может пилотироваться летчиком средней квалификации. В 1950 году машина прошла государственные испытания, также успешно.

-5

Вертолет оказался простым в управлении, и имел приличную тяговооруженность (потолок несколько выше чем у Ми-1 при том же двигателе). Всего было выполнено больше 100 полетов на испытаниях. Одним из испытателей был Марк Галлай, весьма высоко оценивший Як-100, он даже отдельно отметил : " Обращает на себя внимание культурное конструктивное оформление машины и высокое качество ее производственного выполнения".

-6

Теперь посмотрим на машину, облик которой практически полностью скопировал Яковлев: это американский вертолет Sikorsky R-5. К 1945 году машина уже широко применялась и строилась серийно.

-7

Вертолет получился очень удачным, что, видимо и повлияло на решение Яковлева скопировать американскую машину.

-8

Впрочем, и Як-100 показал приличные характеристики. Однако выбор был сделан в пользу Ми-1: он был запущен в серию и долгие годы эксплуатировался в ВС СССР и народном хозяйстве, поставлялся на экспорт.

Интересно и само по себе, как КБ Яковлева, будучи, безусловно, предприятием чисто самолетного профиля, занялось геликоптерами. В СССР в 1930-х-40х годах разработкой винтокрылой техники занималось сразу несколько конструкторских групп : Камов (и его заместитель Миль, позже получивший собственное КБ) - создавали первые советские автожиры с начала 1930-х; Братухин, создавший "Омегу" еще в 1940-м году, ЦАГИ. Возможно, Яковлев считал, что его фирме надо "застолбить место" и в новой перспективной нише вертолетостроения. Так или иначе, как мы видим, вертолёты у них получались вполне неплохие.

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Атомные дирижабли

Прыгающий автожир: отец вертолета

Ка-126: забытый вертолет

Первый турбовинтовой

Первый двухпалубный

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Вертолет в рюкзаке

Реактивный кукурузник

Синхроптер: танец с саблями

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!