Чемпионат мира по футболу, прошедший в Москве летом 2018 года, оказался очень важным событием в сфере туризма. За время проведения чемпионата, столицу посетило на 60% туристов больше, чем в этот же период в 2017 году. Количество гостей города достигло 3 млн, из которых только треть - наши соотечественники. Гостеприимная Москва нашла место для каждого: оказалось, что загруженность гостиниц в эти дни составила только 70%.
Такие цифры заставили задуматься специалистов из международной консалтинговой группы The Boston Consulting Group. Они провели исследование, результаты которого опубликовали в работе «Красота среди бегущих». Оказалось, что Москва имеет большой нераскрытый туристический потенциал, и при правильной политике сможет стать одним из лидеров на туристическом рынке уже к 2025 году. В работе приведены результаты сравнения Москвы с другими городами-лидерами по туризму, а также проанализированы результаты опросов иностранных туристов, уже побывавших в Москве, и тех, кто даже не рассматривал такую возможность.
Состояние дел
Москва, безусловно, город легендарный. Красная площадь, Кремль и Мавзолей на слуху не только у россиян, но и у иностранцев. Только посетить столицу России решаются немногие. За 2017 год в Москву приехало чуть более 4 млн туристов из-за рубежа – это всего 20% от общего числа туристов. А мировые лидеры – Гонконг, Бангкок и Лондон – тем временем принимают по 20 млн иностранцев в год.
Город постоянно развивается: создаются новые природные и исторические объекты, проводятся уникальные мероприятия, расширяется номерной фонд гостиниц, проходит реконструкция существующих музейных объектов. Меняется внешний облик Москвы: улицы становятся зеленее, появляются новые указатели и вывески. Но существует еще масса недочетов, мешающих повышению уровня туризма.
Глубокое изучение информации о Москве, как о туристической столице страны, показало, что этот город вовсе не популярен: о нем мало пишут и говорят на иностранных сайтах, информация о новых достопримечательностях и событиях города почти отсутствует. Зато существует много мрачных легенд. Во время опроса иностранных граждан оказалось, что город не просто непопулярен – он окутан беспочвенными слухами. По их мнению, Москва – город криминальный, где опасности подстерегают на каждом шагу, хотя на самом деле Москва признана одним из самых безопасных и освещенных городов мира.
Туристы, которые успели побывать в Москве, конечно, убедились в безопасности города. Но вот уровень сервиса их не устроил. Они считают, что работники гостиниц, кафе и аэропортов в них вовсе не заинтересован. А местные полицейские показались туристам недружелюбными.
Также приезжих иностранцев оттолкнуло отсутствие понятной информационной среды. Они отметили, что прохожие хоть и готовы помочь, но не могут, так как почти не говорят по-английски. В городе также отсутствуют вывески на иностранном языке, а названия объектов на указателях, картах и в путеводителях написаны по-разному.
Еще одним значительным препятствием для поездки в Россию иностранцы считают сложное и дорогостоящее получение разрешения на въезд в страну. Если на время проведения чемпионата по футболу процесс получения виз был упрощен, то по его окончанию все правила вернули обратно. Оказалось, что всего 5% опрошенных готовы потратить свое время и деньги на решение визового вопроса и запланировать поездку.
Экономический эффект
По мнению сотрудников BCG, уже к 2025 году можно добиться значительного экономического эффекта от роста туризма:
- количество рабочих мест, связанных с туризмом составит 300 тыс.,
- доходы от туризма повысятся до 6-8%,
- общая выручка составит 1,5 трлн р.,
- бюджетные поступления города вырастут до 200 млрд р.
Исследование доказало, что предстоит еще много работы: необходимо повышать репутацию и популярность города среди туристов, упрощать визовый режим и увеличивать количество авиасообщений, продолжать работу над качеством услуг и увеличивать количество значимых объектов. При разработке грамотной стратегии и четко скоординированных действиях, Москва уже через 6 лет сможет занять место в десятке самых популярных туристических городов мира.