Оффенбах, автор многочисленных оперетт, лишь на склоне жизни сумел осуществить свое давнее намерение - написать оперу, однако не дожил до постановки своего итогового произведения. Лирическое начало, столь характерное для его творчества и лишь частично проявившееся в опереттах (особенно сильно в «Периколе»), определяет весь характер «Сказок Гофмана». Образное содержание музыки и либретто совпадает далеко не в полной мере. Автор текста Барбье придал событиям мистический и пессимистический характер. Жизнь — тщета, обман; зло и ложь всегда торжествуют над добром и правдой, столкновение мечты с пошлостью реального мира неизбежно приводит к победе пошлости — таков конечный вывод либретто. Музыка же лишена мистических черт, злое начало не имеет в ней всеобщего характера, и носителями его являются люди, которые, как и в творчестве Гофмана, сочетают черты фантазии и реальности. Мелодика оперы богата и выразительна; музыка передаёт и романтическое томление, неудовлетворенность, и протест против жестокости мира.
Второе действие оперы может быть названо «баркарольным». Оно начинается и заканчивается широко известной, мерно колышущейся мелодией; она пронизывает все действие. (Оффенбах позаимствовал эту мелодию из одной из своих оперетт — «Рейнские русалки»).
Оффенбах. «Сказки Гофмана». Баркарола
Waldbühne Berlin; Berliner Philharmoniker; Conductor: Georges Prêtre
*******
Anna Netrebko & Elina Garanca