В глубине дагестанских гор на высоте 850 м. над уровнем моря и в 78-ми километрах от столицы Махачкалы притаилось небольшое селение с интересным названием Унцукуль. Это ничем не примечательное по внешнему виду, похожее на все другие села в гористой части Дагестана, стало известным во всем мире благодаря мастерам, живущим и работающим в нем. Здесь родилась уникальная по своей технике инкрустация металлом по дереву. В отличие от известной во всем мире технике инкрустации, когда на выделенной по рисунку поверхности дерева делались углубления, в которые затем на клею помещались металлические вставки, в Унцукуле, в традиционной технике, клей не применяется, а металл держится в дереве, как вбитый гвоздь. Но так-как используемый металл(мельхиор) мягкий, предварительно в дереве делаются углубления(насечки), в которые уже молоточком вбиваются мельхиоровые гвоздики или пластинки. Насечку для гвоздиков делают шилом, а для пластин специальным ножом. Чтобы отличить этот вид инкрустации его называют "унцукульская насечка"
Унцукульские мастера известны давно. Моя бабушка была швеёй и она рассказывала как в дореволюционный период унцукульцы ездили в Америку, зарабатывали работая там, а потом проезжая через г. Буйнакск (все дороги в горы Дагестана проходят через г. Буйнакск), заказывали у нее пошив кителей, которые были тогда в моде.
Одними из известных изделий унцукульцев являются трости для ходьбы, курительные трубки и другие предметы обихода. Трости делали из кизилового дерева.
Я занялся унцукульской насечкой в тяжелые 90-стые после сокращения. Изготавливать крупные изделия не было смысла, потому что у людей не было денег, да и токарного станка у меня не было. Поэтому решил делать мелкие изделия, которые не требовали больших затрат на заготовки, но, самое главное, что-бы они имели прикладное значение. Я стал делать заколки для волос, кулоны, медальоны, серьги. Их хоть как-то покупали и на заработок можно было прожить.
Однако мелкие работы требовали более тонкой работы из-за недостаточной толщины заготовок. Кроме того я решил улучшить декор за счет использования не только мельхиора но и других цветных металлов (бронза, латунь, медь, алюминий), каждый из которых имел свой неповторимый оттенок. И еще одно новшество, я стал варьировать тонирование дерева. Дело в том, что обычно отдельные части поверхности дерева невозможно тонировать разными оттенками из-за расплывания морилки по волокнам, но если отдельные части поверхности разделены металлической окантовкой, то ее можно (аккуратно кисточкой) наносить морилку разного оттенка, что я и делал.
Эти работы выполнены до 2000 года, затем наступил перерыв, который длится по настоящее момента. В последнее время есть желание возобновить эту работу. Эскизов очень много, в которых я планировал использовать еще ряд новшеств.
Посмотрим, что получится, может надо будет скооперироваться с токарем и резчиком, что-бы все свое время тратить только на трудоемкую и времязатратную насечку.
До встречи!