«Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Правда, цитата на самом деле выглядит совсем не так, но слова эти запомнились нам именно в таком варианте. Не знаю, почему, но именно кино действует на меня, да, думаю, и на многих очень сильно. Могу вспомнить много фильмов, на которых я пускала слезу. Чего не скажешь о театре, хотя артисты, наоборот, считают театр более «настоящим» искусством, для них важнее живая игра, игра для зрителя. Так вот, спектакли, которые действовали на меня очень сильно, могу буквально пересчитать по пальцам. И это чудо случилось в этот раз на спектакле «Игра в Наполеона» в любимом моем театре на Юго-Западе. Все-таки камерные залы люблю я больше, получается так, что ты ближе к актерам и в прямом, и переносном смысле - еще одна странность и парадокс театра)
За какие трудные задачи берется этот театр, какие сложные роли на его сцене: Эдип, Калигула, Макбет. И вот Наполеон. Одна из самых масштабных фигур в истории. Жизнь великих всегда сложна и загадочна, а смерть тем более. По официальной версии Наполеон скончался на острове св.Елены от рака желудка. Но сразу же возникла и версия об отравлении, которая периодически поддерживается все новыми и новыми фактами. Труп Наполеона, как выяснилось на эксгумации в 1840 г., практически не разложился, что бывает с останками людей, отравленных мышьяком. В волосах императора нашли очень большое количество того же мышьяка. Было ли это отравление или, наоборот, грозного узника лечили мышьяком в малых дозах? Неизвестно. Но новые версии об отравлении все возникают. Если его отравили, то возможно небольшими дозами делали это на протяжении многих лет. В 1982 году шведский доктор Стен Форсхувуд опубликовал книгу «Убийство Наполеона». Именно он проводил в 60-х годах опыты с волосами императора. По его мнению, уже в 1805 г. у Наполеона были признаки отравления. Хотя, возможно, это было и позже. Почему бы такому не произойти на острове Эльба, где Наполеон был в роли узника, где он был практически бессилен против своего окружения. И понятно, что люди, находящиеся рядом, могут действовать и думать очень по-разному. Одно дело, когда ты служишь всесильному монарху, и совсем другое – узнику. «Верные» соратники превращаются во врагов, еще более страшных, поскольку человек им полностью доверяет. Но критиковать этих людей сложно, ведь они видели, как Наполеон превращался из спасителя Франции в страшного тирана. Как и всегда в жизни нет ничего только черного и только белого, только полутона. Нет ничего, кроме клеток шахматного поля.
Именно на них в спектакле «Игра в Наполеона» и происходят все события. Происходит Игра: в Наполеона, в шахматы, в театр, в жизнь и смерть. В пьесе канадского драматурга Стефана Брюллота «Партия с императором» действие происходит на острове Эльба, куда противники Наполеона отправляют английского актера, виртуоза игры в шахматы, под именем лейтенанта Этвуда втереться в доверие к узнику и отравить его. И там играется эта партия с императором, и возникают все новые и новые подробности и детали в отношении окружающих Наполеона людей: истинного его друга и «телохранителя» - маршала Бертрана (Евгений Бакалов),
организаторов отравления полковника Новерраза (Сергей Бородинов) и доктора Фурро (Олег Анищенко)
и бывшей любовницы Наполеона Марии Валевской (Карина Дымонт).
У Карины Дымонт в этом спектакле несколько женских ролей: кроме Валевской это жена Наполеона Мария Луиза и жена несчастного актера Матильда, и во всех ролях она безукоризненна.
Наполеона, конечно, играет царственный Олег Леушин, он, как всегда прекрасен.
Открытием для меня стал Фарид Тагиев в роли Этвуда – именно заключительная сцена спектакля в его исполнении пробрала меня до мурашек.
Спектакль очень непростой, как и человек, о котором он сыгран. И думаю, что смотреть его надо не один раз, чтобы прочувствовать все нюансы и понять все детали.
Кстати, так и не смогла найти текст пьесы Стефана Брюллота, как и вообще информацию о нем, так что ко всем загадкам этого спектакля добавилась и эта.
Большое спасибо сообществу блогеров moscultura за возможность попасть на удивительный спектакль!