Сиам(нынешний Таиланд) в 30-х годах 20 века был единственной независимой страной в Юго-Восточной Азии. Со всех сторон он был окружен колониальными владениями Англии и Франции. И очень сильно на почве нелюбви к колонизаторам Сиам подружился с Японией.
Поэтому броненосцы для своего небольшого,но весьма амбициозного флота королевство заказало в Японии.Заказ был размещен на фирме "Кавасаки".
Построена серия из двух кораблей.Построены в Японии на верфи «Кавасаки» ,вступили в строй в 1938 году.
Головной корабль получил свое название в честь средневекового тайского государства Аютии (Аюттхаи).У второго-наиболее прославившегося корабля в европейской транскрипции есть несколько вариантов написания.Все они в статье присутствуют.
"Шри Аётха» (Sri Aeuthia)
заложен 1936,спущен на воду 31.07.1937,вступил в строй 16.06.1938.Потоплен в Саттахипе во время попытки военного переворота 30.06.1951
"Дхонбури» (Dhonburi),часто пишут также как "Тонбури"
заложен 1936,спущен на воду 31.01.1938,вступил в строй 05.08.1938.Потоплен французами 17 января 1941 года, затем поднят, использовался в качестве несамоходного учебного судна, сдан на слом в 1967 году
Водоизмещение-2015 т (нормальное) / 2265 т (полное)Длина76,4 м. Ширина14,43 м.осадка 4,14 м. Бронирование-Пояс: 63 мм,
башни: 102 мм,
барбеты: 102 мм,
палуба: 25…38 мм,
рубка: 102 мм
Двигатели-2 х дизельные установки 5200л.с.,Скорость15,5узлов.Дальность 5800 морских миль.Экипаж 155 человек
Вооружение- 2 × 2 — 203-мм орудия главного калибра, 4 × 1 — 76-мм и 4 × 1 — 40-мм орудия.
После поражения Франции в июне 1940,королевство Сиам решило пользуясь случаем вернуть находившиеся под французским протекторатом Лаос и Камбоджу.В сентябре на север Индокитая вошли японские войска,а 28 ноября 1940 сиамская армия перешла границу и вторглась на территорию Французского Индокитая. Французы в ответ отправили свою колониальную эскадру в Сиамский залив.
Ранним утром 17 января 1941 французский отряд( легкий крейсер "Ламотт_Пике"( Lamotte-Picquet ) и Авизо Dumont d'Urville (1931) ,Авизо Amiral Charner (1932) ,Авизо Marne (1917) ,Авизо Tahure (1919) ) напал у острова Ко-Чанг на сиамскую эскадру в составе HTMS Dhonburi , Миноносец HTMS Chandaburi (1935) ,Миноносец HTMS Songhkla (1937)
Минный заградитель HTMS Nong Sarai (1937) ,Сторожевой катер HTMS Thiew Uthock (1936) ). Боеготовность сиамских кораблей была невысока. С целью экономии топлива все корабли стояли на якоре, причем турбинные миноносцы — с погашенными котлами, так что для дачи хода им требовалось не менее часа времени.
С миноносцев услышали шум двигателей французского разведывательного самолета и начали разводить пары ,но так и не успели дать ход и вскоре были потоплены.Перед этим они пытались обстрелять появившийся перед ними французский крейсер-причем в основном зенитными снарядами с дистанционным взрывателем).Перепутали в суматохе.
Командир броненосца «Тонбури» коммандер Луанг Промвиирапан приказал сниматься с якоря и одновременно безуспешно пытался по радио связаться с аэродромом Чантабури с целью вызова воздушного прикрытия.
Наличие на броненосце дизельной энергетической установки позволило ему уже в 6.20 дать ход. В это время наблюдатели на мостике «Тонбури» уже смогли заметить верхушки мачт «Ламотт-Пике» на юге, а также видеть всполохи и слышать звуки артиллерийской стрельбы. Броненосец передал радиосоообщение в штаб флота: «Ламотт-Пике» атакует таиландские миноносцы южнее Ко-Чанга», — после чего сам двинулся на юно -восток , подняв обращенный к набитому минами заградителю «Нонг Сарай» флажный сигнал «Не следовать за мной». В 6.45 «Ламотт-Пике», двигаясь курсом северо-восток со скоростью 22 уз. открыл по «Тонбури» огонь из башенных 155-мм орудий. Броненосец немедленно ответил двухорудийными залпами 200-мм калибра, его стрельба была довольно точной по направлению, но дистанция бралась таиландскими артиллеристами заведомо неверно. В противовес этому, огонь французов, хотя и ведшийся фактически в «просветы» между островками, был эффективным. Уже в 6.48 четвертый залп крейсера угодил в «Тонбури», снаряды разорвались на нижней палубе, а один — на мостике, причинив тяжелые потери в личном составе. Убит был и командир броненосца Промвиирапан. Система управления огнем главного калибра была выведена из строя, рулевое управление заклинено и корабль начал описывать циркуляции.
Таиландский броненосец, продолжал вести нечастый огонь двухорудийными залпами главного калибра, однако ввиду того, что управление огнем теперь было только местным (видимо, каждая башня стреляла самостоятельно), а дистанция росла, то стрельба «Тонбури» стала совсем плохой. К этому времени «Тонбури» был тяжело поврежден, горел в трех местах, имел заметный дифферент на корму и крен на правый борт, его кормовая башня была выведена из строя. Около 7.20 броненосец прекратил огонь, развернулся и начал отходить по мелководью .
В это время места боя достигли самолеты вызванной с броненосца сиамской авиации.Однако первый удар сиамских легких бомбардировщиков Воут V-93S «Корсар» из 44-й эскадрильи с Чантабури, по иронии судьбы пришелся на поврежденный «Тонбури», ошибочно атакованный и получивший попадание бомбы, причинившей новые серьезные повреждения. К 9.50 броненосец достиг Лаем-Нгоб на побережье Таиланда, где сел на грунт на глубине 6 м в устье реки Чантабун. Борьба с пожарами и поступлением воды так и не увенчалась успехом ив 11.00 корабль был оставлен экипажем.
Бой у Ко-Чанга закончился. Французы не имели никаких потерь и повреждений.
«Тонбури», по французским данным, произвел около 100 двухорудийных залпов 200-мм орудий, не достигнув ни одного попадания. Точность его стрельбы в рапорте Терро характеризуется как «довольно посредственная».
Потери личного состава таиландских кораблей в ходе боя у Ко-Чанга оказались на удивление невелики, и, согласно таиландским источникам, составили 36 погибших: 20 на «Тонбури», 14 на «Сонгкла» и двое на «Чонбури»
При этом французы- при отсутствии полных данных разведки и постоянно теряя противника среди крохотных островов считали что им удалось уничтожить оба сиамских броненосца.
В Таиланде же бой у Ко-Чанга был объявлен образцом выдающегося героизма и до сих пор преподносится как победа таиландского флота, отбившего нападение французских агрессоров на Ко-Чанг и заставившего противника ретироваться. Коммандер Луанг Промвиирапан был посмертно произведен в кэптены (видимо, манера посмертного повышения в чине была заимствована у японцев). 17 января был назначен как День Таиландского флота, а из башен и носовой надстройки броненосца HTMS Dhonburi был построен мемориал в королевской Военно-морской академии Таиланда в Пакнам. Возле него тайские морские офицеры принимают присягу.
Это было единственное морское сражение недолгой франко-сиамской войны 1940-1941гг. При посредничестве Японии 11 марта был заключен мир,Сиаму отошли Лаос и две провинции Камбоджи.
Сражение у Ко-Чанга в очередной раз проявило недостатки в подготовке вооруженных сил третьеразрядных государств при столкновении с первоклассными военными державами- отсутствие в военное время службы разведки,поддержания боеготовности, мер пассивной защиты(боны,минные заграждения),крайне низкая подготовка личного состава-особенно артиллеристов,отсутствие взаимодействия родов войск,качественной связи. Даже наличие вполне современной техники(корабли и самолеты тайцев- конца 30-х годов)- и возможность "Тонбури" одним метким залпом главного калибра уничтожить французский флагман -в реальном боестолкновении не дало сиамцам никаких шансов. Организация снова победила технические характеристики железа.
Представляется, что таиландцы в итоге легко отделались и что только стечение обстоятельств (в частности, уход «Шри Аётхи») и недостаточная активность французов уберегли их от куда более тяжелых потерь.
Позднее «Тонбури» был поднят и отбуксирован транспортом «Чанг» в Бангкок, однако полностью восстановлен так и не был. Использовался в качестве несамоходного учебного судна, сдан на слом в 1967 году
«Шри Аётха» благополучно пережил войну на Тихом океане и был потоплен 30 июня 1951 года в Саттахипе в результате попадания авиабомбы с самолета ВВС Таиланда и огня полевой артиллерии таиландской армии в ходе предпринятой морскими офицерами попытки военного переворота против Пибусонграна. Остов корабля впоследствии на месте разобрали на металл.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".
Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".
Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.
Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".
Броненосцы береговой обороны. Неуязвимый "Вяйнямёйнен".
Броненосцы береговой обороны.Героический "Нильс Юэль".
Броненосцы береговой обороны. И вся королевская рать. "Густав V".
Броненосцы береговой обороны. Первый и последний бой. "Норге".