Найти в Дзене
Дышим Светом

Что такое настоящий фольклор?

Матрешка, водка, балалайка и женщины в кокошниках - вот ставшие привычными образы русской народной культуры. Скажем откровенно: образы искаженные, начисто переделанные и даже извращенные. Что же на самом деле лежит в основании народной культуры? Разбираемся с руководителем творческой мастерской поселения родовых поместий Лесная Поляна Динарой Буткевич.

- Динара, первый вопрос - что такое настоящие фольклорные песни? Это то, что мы слышим-видим по радио-телевизору под таким названием или всё же что-то другое?
- Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В моем понимании мера "настоящести" измеряется несколькими показателями.

Во-первых, песня должна быть записана от носителя традиции - от человека, который родился, вырос и живет в этой среде. Это наши дорогие и любимые "учителя" - бабушки и дедушки, от которых фольклористы записывают песни и другое народное словесное творчество в своих многотрудных фольклорных экспедициях.

Во-вторых, песни и другие материалы должны быть сохранены максимально в той форме, в которой были записаны от носителей традиции. То, что мы слышим и видим по радио-телевизору, можно назвать не иначе как "авторское творчество в НАРОДНОМ стиле". У фольклористов на этот счет имеется более едкий термин - "клюква".

-2

- Почему аутентичный фольклор практически не встречается в широкой культуре?
- Традиционную культуру в советское время "причесали", развернули к зрителю, вывели на сцену и сделали "доступной для понимания". А по сути - практически уничтожили. Выросло несколько поколений русских людей с искаженным представлением о собственной родной культуре. Печально, что современная российская молодежь идентифицирует себя со своей родной традиционной культурой, используя распространенные на Западе клише о русском человеке "водка, матрешка, балалайка, кокошник".

Так было и со мной в юности. Я смотрела концерты залихватско распевающих женщин в одинаковых кокошниках и сарафанах из ярко-салатового капрона в лучшем случае с безразличием, а чаще - с чувством неосознанного до конца стыда. А потом я оказалась в Центре русского фольклора города Казани, и будто пелена с глаз упала! Передо мной открылся мир нашей традиционной культуры. Как он есть - глубокий, сложный, настоящий. До слез, до восторга, до зашкаливающего чувства гордости за нашу родную культуру.

Сердечно благодарю провидение, что в моей жизни есть эти замечательные люди: Александр Константинович Смирнов - директор казанского Центра Русского Фолькора, Светлана Владимировна Первакова - обожаемый мною руководитель фольклорного ансамбля при Центре - "Не любо - не слушай", где мне посчастливилось быть, петь, жить.

Они - герои нашего времени, без всякого там преувеличения. Незаметно, без пафоса, громких речей, ежедневно трудятся, ездят в фольклорные экспедиции по русским селам и деревням Татарстана, записывают старинные песни от бабушек и дедушек, сохраняют для будущих поколений мудрость нашего народа.

-3

Песня ведь - как какое-нибудь краснокнижное растение! Живет в какой-нибудь деревне бабушка Лиза, знает и помнит большое количество старых песен, что пелись всегда в ее родной деревне. Но давно уже не поются, потому что некому стало. Не узнали фольклористы про эту бабушку Лизу, не приехали вовремя песни ее записать и все... не стало песни, и не возродить ее.

А потому надо спешить, надо успеть записать сейчас как можно больше, и главное, сохранить и дать жизнь. Петь самим. Петь детям своим, петь с друзьями!

- Можно предположить, сколько уже лет эти песни поют люди?
- Есть более молодые, которые "рождались" в народе после или во время больших исторических дат - военных побед, например. Им по 100, 150, 200 лет.

А есть такая дремучая древность... Датировкой традиционных песен занимаются специалисты. Древние песенные пласты - обрядовые. К примеру, свадебный обряд, весенние хороводы, колядки. Песни передавались из поколения в поколение практически без изменений. По мнению некоторых специалистов лаишевский каравон (хоровод) "Как по морю..." имеет возраст более 500 лет. А? Как вам? Вот у меня просто дух захватывает от одного лишь осознания этого.

- Какую основные мотивы в текстах имеют русские народные песни?
- Язык традиционных песен прост, но лишь на первый взгляд. Поешь себе, поешь эти незатейливые строки, а потом раз, и что-то "включается", и раскрываются образы за каждой строкой, за каждым сочетанием слов. Я не берусь истолковывать смысл в традиционных песнях. Убеждена, каждый должен прийти к этому сокрытому смыслу сам, вынести из песни мудрость для себя сам. В этом и прелесть фольклора, и его глубина, и его смысл.

- А чем отличается наш фольклор от песен других народов России?
- Русская традиционная культура отражает историю нашего народа и является синтезом христианства и язычества. Особое место в фольклоре занимают обрядовые и праздничные песни. Они связаны с дохристианским культом Солнца, с древними представлениями о мироустройстве. Самый яркий тому пример - хоровод.

Если спросить бабушек и дедушек деревенских, зачем они встают в хоровод, какой в этом смысл, то в ответ скорее всего услышим, что так всегда делали родители и их родители...

Я бы могла сейчас рассказать свое видение смысловой составляющей хоровода, поделиться своими мыслями о его изначальном предназначении. Только не стану этого делать. Убеждена, что лучше слов работает "погружение". Просто приезжайте к нам на праздники, вставайте с нами в хороводы, пойте. Это будет правильнее.

- Что можете пожелать людям, которые хотят приобщиться к народной культуре, но не знают, с чего начать?
- Сейчас в фольклорном сообществе России наблюдается подъем. Растет интерес со стороны государства, а люди, занимающиеся фольклором, его сбором, изучением и распространением, стали получать ощутимую поддержку. Фольклористы организуют большое количество праздников, интересных событий. Как правило, они открыты всем.

Приходите всей семьей, с друзьями. Основные новости фольклорного мира Казани можно найти здесь, про российский фольклорный мир почитать тут и тут.
Казанский Центр Русского фольклора (телефон +7(843)236-57-96) ежегодно издает сборник с теми песнями, что записаны в фольклорных экспедициях. А если вы хотите петь сами - советую примкнуть к какому-нибудь фольклорному коллективу. У многих ансамблей есть наборы в начинающие группы.

И, конечно, интернет. Сейчас можно найти много качественной информации. Многие фольклорные ансамбли щедро выкладывают свои видео и аудиозаписи: слушайте, пойте и будьте счастливы!

-4