На заре раннего средневековья Центральная Азия стала бурлящим котлом, в котором формировались различные племена и народы. Кочевые государства сменяли друг друга одно за другим. Некоторые из них были долговечными, а некоторые рушились так же быстро, как формировались. Но у всех у них были характерные черты, которые влияли на ход истории не только центральноазиатского региона, но и в целом всей Евразии. Черты эти заключались в воинственности по отношению к соседним племенам и государствам. Но в особенности эта враждебность проявлялась к китайским государствам того периода (кочевники постоянно вели войны с китайцами). В результате агрессивной политики тюрков Ашина, многие племена были вынуждены мигрировать в различные регионы. В результате их завоеваний авары - выходцы из Азии бежали в Европу. В след за аварами в 567 году Волгу форсировали войска Тюркского каганата, возглавлявшиеся Истеми (правителем западного крыла каганата), и преследовавшие авар. В 568 году тюркские войска покорили племена, кочевавшие в прикаспийских степях и племя утургуров.
Но перед тем, как описать последовавшие за этим события, необходимо разъяснить: кем были тюрки, возглавляемые Истеми. Тюрки прибывшие в Европу в 567 году, не за долго до этого смогли покорить всю Центральную Азию и нанести ряд военных поражений государствам Северного Китая. С тех пор, на мой взгляд, тюрки Ашина стали наиболее опасными противниками для китайцев раннего средневековья. Этому немногочисленному народу удалось создать огромную империю, которая контролировала значительную часть Великого шелкового пути, бравшего своё начало в Китае и шедший далее на запад: в Иран и Византию (Восточная Римская империя). Таким образом, древние тюрки были первым народом, получавшим огромные выгоды за транзит товаров, перемещавшихся по Великому Шёлковому пути (самым дорогим товаром того времени считался китайский шёлк).
Древние тюрки не просто создали свою империю, они сумели сформулировать свою идеологию, противопостовлявшуюся идеологии китайцев. В свою очередь, китайцы видели в тюрках своих непримиримых врагов, которых они стремились неоднократно уничтожить, положив тем самым конец очагу, из которого распространялось пламя войны на их государства. Для начала, нужно пояснить, что современные тюркские народы и древние тюрки Ашина - это разные народы. Тюркские народы - это термин, введённый по отношению к народам, говорящим на схожих языках, относящихся к тюркской группе алтайской языковой семьи. При этом, некоторые современные тюркские народы по своему происхождению не обязательно потомки одного народа - общего предка. Среди них есть народы, которые переняли тюркский язык в качестве разговорного, ставший им родным, но по происхождению (генетике) они (народы) ближе к индоевропейцам. Таким образом, древние тюрки - это народ, существовавший в эпоху раннего средневековья, именем которого соседние народы стали называть близкие древним тюркам по языку и культуре племена и народы. На арену мировой истории древние тюрки вышли под властью рода Ашина. В последствии, представители этого рода правили многими государствами на протяжении столетий. Согласно Л.Н. Гумилеву, слово «Ашина» состоит из двух частей: монгольского «шоно», обозначающего «волк» и китайского префикса уважения - «А», то есть «Ашина» значит - «благородный волк». В китайских династийных хрониках Чжоу шу, Бэй ши и Суй шу воспроизведены две легенды о происхождении рода Ашина. Согласно первой легенде, предки рода Ашина были отраслью «дома Хунну от Западного края на запад» (то есть, держава гуннов в Европе). Ашина жили на берегу большого болота (по Бэй ши и Суй шу - на правом берегу «Западного моря») и были истреблены соседним племенем. В живых остался только десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, и бросили умирать в травянистое болото. Умиравшего мальчика нашла волчица, которая кормила и врачевала его, и тем самым, спасла ему жизнь. Вскоре, враги прознали, что оставленного ими искалеченного мальчика спасла волчица. Вернувшись, они убили выжившего мальчика. Волчица спасаясь, бежала севернее Турфанского оазиса в горы Тянь-Шаня. Там, укрывшись в пещере, она родила и вскормила десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Возмужав, её сыновья женились на девушках из Турфанского оазиса. Рождённые от этих браков дети, взяли родовые имена своих жён. Один из сыновей волчицы носил имя Ашина, его именем назвался его род. Из потомков десяти сыновей волчицы составилось племя, вождем которого стал Ашина. По прошествии времени, число родов увеличилось до нескольких сот. Спустя некоторое время, потомок Ашина по имени Арслан-шад (шад в древнетюркской титулатуре значил принц-наследник) переселил своё племя из Турфанского оазиса на Алтай. На Алтае потомки волчицы из рода Ашина становятся подданными жужаней (военный союз, известный как Жужаньский каганат, «каганат» эквивалентен империи). На Алтае род Ашина добывал и обрабатывал для жужаней железо, выплачивая таким образом дань.
По второй легенде, род Ашина происходил от племени Со (возможно, одного из сяньбийских племён). Глава племени Со по имени Абанбу имел семнадцать братьев, один из которых по имени Ичжинишиду назван «сыном волчицы». Племя Со было разгромлено врагами «из-за собственной глупости». Уцелевшие роды рассеяны. Ичжинишиду обладал сверхъестественными способностями, благодаря которым, его род оказался в наиболее благоприятном положении. Один из его сыновей стал «белым лебедем» и основателем племени древних кыргызов, владения которых были между реками Абаканом и Верхним Енисеем. Третий сын правил на реке «Чжучже». Старшего сына Ичжинишиду звали Нодулу-шад, который правил собственным родом и жил в «Цзянсы Чжучжеши». К роду Нодулу-шада присоединился род бывшего правителя племени Со Абанбу, разгромленного до этого, как выше указано, соседями. Нодулу-шад имел десять жён, их сыновья носили родовые имена своих матерей. Сына младшей жены звали Ашина. После смерти Нодулу-шада, его сыновья решили, что правителем станет самый ловкий и сильный из них, которым оказался Ашина, принявший имя Арслан-шад (Арслан на тюркских языках значит лев). Арслан-шаду наследовал Туу (либо сын, либо племянник), а Туу наследовал Бумын (старший сын Туу), основавший государство тюрков Ашина. Вторая легенда объяснена Н.А. Аристовым, который сопоставил племя «Со» легенды с родом «Со» у кумандинцев — североалтайского племени на р. Бие, первого сына он увязал с племенем лебединцев — ку-кижи, а второго — с кыргызами, жившими между Абаканом и Енисеем. По мнению С.Г. Кляшторного вышеуказанные легенды восходят к одному архетипу и описывают одни и те же события с разной степенью подробностей, воспроизведенных китайскими хронистами и скорее всего являются разными вариантами одной и той же легенды. Таким образом, общим в двух вариантах легенды о происхождении рода Ашина является, что они являются потомками волчицы, что предки рода Ашина были разгромлены врагами. Спасшиеся бежали из мест своего первоначального проживания и о первоначальном десятиродовом составе Ашина, при этом, каждый род именовался по именам жён. Так же в обоих вариантах фигурирует Арслан-шад, по всей видимости, сыгравший выдающуюся роль в истории рода Ашина.
В китайской хронике Тан шу повествуется следующая история происхождения рода Ашина: среди племён, побеждённых табасцами при покорении ими северного Китая, были «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» образовались «из смешения разных родов» (по мнению Л.Н. Гумилева, в состав рода Ашина входили как представители сяньбийских родов (прамонголы), так и хуннских родов (пратюркских)), проживавших в западной части Шеньси, отвоёванной в VI веке у китайцев хуннами и сянбийцами. Ашина были подданными хуннского князя Муганя, владевшим Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). В 439 году табасцы (сяньбийский народ) победили хуннов и захватили Хэси, присоединив эту область к империи Вэй. После этого князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев». Изначально Ашина изъяснялись между собой на сяньбийском языке, о чем говорит принятая у них титулатура: хан, каган, багатур и так далее. Так же, внешний облик представителей рода Ашина был монголоидным. В пользу сяньбийского (прамонгольского) происхождения рода Ашина согласно Л.Н. Гумилеву говорит «разница между ними (внутри рода Ашина), которая прослеживается до VII века, как деление на чёрную и белую кость, о чём говорят наследственность должностей в среде аристократии и запрещение «благородным» девушкам выходить замуж за юношей из народа» (то есть сяньбийской части племени, возглавляемой родом Ашина смешиваться с пратюркской частью подданных рода Ашина). Переселившись на Алтай, Ашина оказались в среде народов, говоривших на пратюркских языках. В следствии этого, через некоторое время (примерно сто лет) представители рода перешли на пратюркский язык. Вскоре, Ашина заняли главенствующее положение среди окружавших их пратюркских племён. Их «подданные» стали именоваться тюрками, что значит «крепкий».
В 542 году тюрков Ашина возглавил Бумын. В 545 году в ставку Бумына прибыл посол китайского императора по имени Тай-Цу, который правил империей Вэй. Тай-Цу искал союзника в борьбе против Жужаньского каганата. В результате переговоров, был заключён союз между тюрками Ашина в лице Бумына и империей Вэй. Именно в 545 году государство тюрков Ашина было признано на международной арене. Начиналось становление Тюркского каганата.
Материалы к данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их правообладателей.