Найти тему
Special movies

Неизвестный советский фильм, который оказался пророческим

Картина «Мы, нижеподписавшиеся» оказалась практически неизвестной, несмотря на внушительный актерский состав. Фильм оказался пророческим - распад советской системы начался как раз с таких случаев.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»

В вагон поезда, следующего из Куманево в Москву, вбегает главный диспетчер провинциального СМУ Лёня Шиндин (Леонид Куравлев). Идейный работяга знает, что в соседнем купе едет приемочная комиссия, которая забраковала немного недостроенный хлебозавод. Если он не успеет уговорить троих работников облисполкома (Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский) подписать акты приемки, его непосредственного руководителя, отказывающегося играть в «партийные» игры, непременно уволят.

Совершенно не понимаю двух вещей: 1) почему я никогда раньше не слышал об этом фильме, несмотря на столь внушительный актерский состав? 2) удивительно как «Мы, нижеподписавшиеся» вообще появились на экранах в 1980м году, это же антисоветчина, пускай и в завуалированном виде.

Фильм абсолютно камерный - практически все два часа действия развиваются в вагоне поезда. Отсюда и вполне понятная театральность происходящего. К слову, есть одноименный спектакль, где роль Лёни играет не Куравлев, а Миронов. Надо будет обязательно поискать в интернетах.

Идея фильма спустя 39(!) лет сейчас кажется даже актуальнее, чем тогда. В этом вагоне - вся советская (российская) действительность, которая была есть и, кажется, будет. Если приезжает комиссия принимать какой-то объект, качество выполненных работ оценивается, в первую очередь, по богатству накрытого стола. А уж если, не дай бог, из МОСКВЫ приехали, то всё - в дни приемки Куманево (любой город кроме Москвы и Питера) будет у ваших ног, дорогая комиссия.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»

Вообще «Мы, нижеподписавшиеся» стоит посмотреть всем, кто продолжает удивляться, почему у нас самолеты рассыпаются, дома рушатся, машины ломаются. Вся наша система в одной фразе самого принципиального и порядочного героя картины в исполнении Юрия Яковлева: «Мы то и дело входим в чье-то, что-то учитываем. То жалко коллектив премии лишать. То учитываем старые заслуги. То учитываем - руководитель пожилой… или молодой… недавно женился… недавно развёлся… Чего мы только не учитываем и во что только не вникаем. А в магазин зайдёшь – нормальную вещь купить невозможно. В квартиру вселишься – полгода ремонтом занимаешься».

Фильм состоит из двух серий, каждая - прекрасна по-своему. Сначала Шиндин разыгрывает безумную сцену дня рождения своей жены (Муравьева), называя её просто коллегой. Надеясь подписать акты «под градусом», Лёня находит отклик только у героя-балагура Янковского, который в последствии окажется волком в овечьей шкуре. 

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся»

Вторая серия - разрыв шаблонов идеального советского прошлого, где трава зеленее и хлеб вкуснее. У каждого - свой начальник, и если он не может «хоть как-то» помогать своим подчиненным, не готов смириться с навязанной системой парадигмой, что чем выше положение, тем человек умнее, его перемолотят как зерна на недостроенном куманевском хлебозаводе.

Актерский состав «нижеподписавшихся» - выдающийся. Каждая роль - попадание в «яблочко». Куравлев - идейный «Афоня», Яковлев - благородный интеллигент и офицер, Янковский - идеальный приспособленец. Настоящий мастер-класс от корифеев советского кино. Подлинное удовольствие!