Найти тему
Литосфера

А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ": кто такие "придурки"?

Вторым по популярности, если можно так сказать, в лагере, стало прозвище «придурки». Устроившиеся на плечах тех, кто работает не щадя своих сил, кто же они? Паразитирующие в социуме или устанавливающие необходимый порядок?

А.И. Солженицын дает им точное определение: «Одно из первых…понятий, которое узнает приехавший в лагерь новичок, это придурок. Так грубо называли тех, кто сумел не разделить общей обреченной участи: или же ушел с общих, или не попал на них».

«Те, кто не разделил» - единственные люди, на всем архипелаге, которые жили сплоченные группами. Неотъемлемая часть всех заключенных, представляющая собой львиную долю от общего числа. Неудивительно, ведь «придурки» могли реально выжить. Автор совершенно не иронизирует говоря о том, что: «Почти каждый зэк - долгосрочник, которого вы поздравляете с тем, что он выжил, - и есть придурок. Или был им большую часть срока».

Само слово придурок(дурак) появилось в XVII в., образованное от собственно русского дурый с добавлением –акъ оно имело значение «глупый человек». Налицо полное расхождение смысла прозвища, использованного на землях лагеря, и этимологии слова. «Придурками» на Архипелаге были люди, которых никак нельзя назвать глупыми. В руках этой группы была сосредоточена вся власть на землях ГУЛАГа. А. И. Солженицын перечисляет множество должностей, занимаемых «придурками», и каждый раз подчеркивает, что «придурки» несмотря на пренебрежительное отношение к ним свободных заключенных, всегда были вершиной айсберга.

-2

«Истые зонные придурки – это: повара, хлеборезы, кладовщики, врачи, фельдшеры, парикмахеры, воспитатели «КВЧ», заведующий баней…пекарней…каптерками…посылочной, старшины бараков, коменданты, нарядчики, бухгалтеры, писаря штабного барака, инженеры зоны и хоз. двора. Эти все…имеют большую власть над тем, что нужно человеку, а значит, власть над людьми».

Отбивая себе лучшие камеры ( а кому-то даже и целые комнаты с обстановкой), обирая и воруя напропалую, можно было чувствовать себя тем самым «истым зонным придурком», тем более, что условия на этой должности были не просто комфортными, они были сказочными для такого типа жизни. Если простой рабочий-заключенный спал на жестких нарах, укрывался дырявой грязной простыней и ходил в лохмотьях ( в том, что было на нем, когда он вступил на земли ГУЛАГа), то «придурок» наслаждался, если можно так выразится, не только новой одеждой, но и тем, что точит свои зубы о зубцы короны советской власти. Она, как известно, даже не преминула заглянуть на эти богом забытые острова. Потерянные и забытые, все те, кто жил на Архипелаге, были повинны в чем-то, «придурки» не являлись исключением, хоть и занимали завидную должность.

Удобства и комфорт в жилье и одежде на этом не заканчивались. А.И. Солженицын описывает даже специальный транспорт, предназначенный именно «королям зоны»: «В карьере кричат: «Придурочный!» Каждый поезд здесь известен, по ним отсчитывают время. «Придурочный!» - это без четверти девять…а в девять отдельно, вне смен, доведут на завод из лагеря придурков – конторских и начальников».

-3

Существуя сплоченно, подобно каким-то редким зверькам: «…придурки уединяются в небольших комнатах по 2, 4, 8 человек, там едят нечто избранное, добавляют нечто незаконное, там обсуждают все лагерные назначения и дела, судьбы людей и бригад, не рискуя нарваться на оскорбление от работяги или бригадира».

Самое интересное, что даже сами «придурки» делились на виды:

1. Зонные придурки – самый обширный класс, присутствующий на землях Архипелага. Те, кто никогда не выходит на работу из бараков и имеет больше всего преимуществ. Все их обязанности внутри самой жилой зоны. А.И. Солженицын емко дает им определение: « Вообще каждый, не выходящий из жилой зоны на рабочий день, может считаться зонным придурком».

2. Производственные придурки – средний класс, обжившийся на землях ГУЛАГа. Является довольно ленивым, но полезным, вызывает слабое доверие. Автор характеризует их: « Придурки производственные – это инженеры, техники, прорабы, десятники, мастера цехов, плановики, нормировщики и еще бухгалтеры, секретарши, машинистки» [3. C.539], а так же: « От зонных придурков они отличаются тем, что строятся на развод, идут в конвоируемой колонне(иногда, впрочем, бесконвойны)».

3. Низшие придурки – многочисленный класс, чаще всего пополняемый на землях Архипелага. А.И. Солженицын говорит о них: «Прачка, санитарка, судомойка, кочегар и рабочие бани, кубовщики, простые пекари, дневальные бараков – тоже придурки, но низшего класса. Им приходится работать руками и иногда немало. Все они, впрочем, сыты».

Особую ступень в социуме Архипелага занимают бригадиры. Они являются своеобразным мостом между придурками и простыми работягами. Нечто среднее, бригадиры мало работают, но всегда находятся среди работяг и всегда становятся на их сторону. А.И. Солженицын дает им следующую характеристику: «Особое положение в лагере занимают бригадиры. Они по-лагерному не считаются придурками, но и работягами их не назовешь».

-4

Отдельный интерес к придуркам вызывает страшная тайна, но в то же время всем известная среди заключенных, так называемая тяга к воровству. По словам автора: « Посты придурков – ключевые посты эксплуатации» и возможно поэтому такие «…противоположные примеры бескорыстных и честных зонных придурков» практически не могли быть в социуме лагеря.

Таким образом, выясняется та цена, которую платят за комфорт и изобилие «придурки» - сделка с совестью, гнусное воровство, лишь оно спасает от неминуемой смерти. Откупившись, «придурок» получает многое. А.И. Солженицын с грустью замечает, что: «Если зонный придурок сумел не прикоснуться к этому всеобщему воровству, то все равно почти невозможно удержаться от пользования своим преимущественным положением для получения других благ».

Выкрикнуть приведенный ниже в виде цитаты девиз, и, сверкнув глазами, и гордится. Внутри же затаить злобу на весь мир, но прежде всего на самого себя. «А различие между придурком и работягой в лагере?! Так что же – «добывай хлеб свой в поте лица», т.е. то и делай, что хочет гулаговское начальство? А именно тем и гордимся, что уклонились от труда, не влачим его!».

Но, несмотря на то, что «Все судьбы прибывающих и отправляемых на этап, все судьбы простых работяг решаются этими придурками», «Состав придурков текуч…» и сам А.И. Солженицын, несправедливо определенный в «фашисты», решает, что должен выжить любой ценой и становится «придурком»: «Как в бою, в лагерной жизни бывает некогда рассуждать: подворачивается должность придурка – и ее хватаешь».

-5

Только после этого, окунувшись в жизнь «королей зоны» А.И. Солженицын во всей полноте увидел, что: «О массе же зонных придурков можно с уверенно сказать, что они сгущают в себе в среднем больше испорченных душ и дурных намерений, чем их содержится в среднем…населении» .

Но самое главное, что «придурки», которые «Особенным образом подбираются…от кого зависит питание и одежда. Чтобы добыть эти посты, нужны пробойность, хитрость, подмазывание; чтобы удержаться на них – бессердечие, глухость к совести» – это винтики в большой системе, которые больше всего на свете боятся потерять нить своего жалкого существования. Все то, что строят придурки для себя, может разбиться в один миг по прихоти все той же власти, которая дала им ключи от всего лагеря. Поэтому «Месяцами кропотливо-состроенное промежуточное благополучие разлетается вдребезги в один день. Вечные слухи о его приближении…отравляют все существование придурка». И только А.И. Солженицын понимает, что яд находится в душах самих "королей зоны".

Если вам понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!