Россия вышла из мировой войны, чем незамедлительно воспользовалась Германия, открыв наступление по всем фронтам. Балтийский флот, а затем и Черноморский, бросив свои базы (Гельсингфорс и Севастополь), стали искать пути спасения своих судов уходом в районы, более обеспеченные от противника.
В статьях Брестского мирного договора Черноморский флот не упоминается. В апреле 1918 года германские войска оккупировали Крым. Советское правительство отдало приказ на перебазирование флота в Новороссийск.
Семнадцать кораблей вырвались из севастопольской ловушки и ушли в Новороссийск. Сама мысль о сдаче была для их экипажей кощунственной. На этих кораблях моряки не просто служили и воевали, но и прожили большую часть своей молодой жизни. Немецкое командование потребовало от руководства Советской республики передачи флота, угрожая дальнейшим наступлением по всем фронтам... Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга А.И. Тихменев получил официальный приказ привести корабли флота из Новороссийска в Севастополь и передать их немецким войскам. Он также получил секретный приказ затопить их в бухте Новороссийска. Глава Совнаркома В.И. Ленин не собирался сдавать флот немцам.
Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске.
Председатель СНК В. Ульянов (Ленин).
В Цемесской бухте на тот момент находилось 2 линейных корабля, 10 эсминцев, 6 миноносцев. Они были обречены на раскол.
17 июня 1918 года по сигналу командующего Тихменева встали на якорь на внешнем рейде для отплытия в Севастополь – линкор «Воля», миноносцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», «Пылкий», «Поспешный», «Жаркий».
На миноносце «Керчь» для них был поднят сигнал: «Судам идущим в Севастополь: Позор изменникам России!». Ночью соединение Тихменева ушло в Севастополь (к этому моменту перешел под контроль армии Деникина). Позднее эти корабли захватили англичане и передали врангелевской армии.
Команды оставшихся кораблей – линкора «Свободная Россия», миноносцев «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», транспорта «Эльбрус», «Сметливый» и «Стремительный» приняли решение выполнить приказ Ленина.
К этому моменту почти все корабли, за исключением миноносца «Лейтенанта Шестакова», утратили способность к самостоятельному передвижению. Утром 18 июня 1918 года в порт прибыл сотрудник наркома Ф.Ф. Раскольников. Он оперативно принял меры по затоплению судов в тот же день. На «Керчи» оставалось около 130 человек, на «Лейтенанте Шестакове» были собраны до полусотни моряков с разных судов, на остальных миноносцах и того меньше. «Фидониси» был полностью покинут командой. Было решено использовать «Лейтенанта Шестакова» как буксир, а «Керчь» – как торпедоносец.
Миноносцы выходили из гавани на рейд, держа на мачтах сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» – с этими сигналами они и шли ко дну. «Керчь» рядом минных залпов затопил «Фидониси». Миноносцы топились на большой глубине, на внешнем рейде, посредством открытия кингстонов и небольших взрывов механизмов.
Когда под водой скрылась последняя мачта, «Керчь» ушла в Туапсе, где на следующий день команда затопила свое судно, открыв кингстоны. С ее борта была послана последняя радиотелеграмма: «Всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель – позорной сдачи Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».
Так легла на дно эскадра кораблей Черноморского флота.
1918 - В Новороссийской бухте под руководством Фёдора Раскольникова затоплен Черноморский флот...