Найти тему
Параллели

Как дизайн в виртуальном мире меняет реальный | Екатерина Панова

Оглавление

Для начала разговора на эту тему необходимо разобраться, что мы имеем в виду, используя слова «дизайн» и «виртуальный».

Сформулировать определение для слова «дизайн» так же сложно, как для слова «искусство». Поэтому мы будем вынуждены пользоваться одним из сотни возможных вариантов определений.

Дизайн – это часть работы над предметом, которая направлена на организацию взаимодействия этого объекта и его пользователем. Виртуальный объект — это объект, который не имеет физического существования, но может существовать в фантазии или виртуальной реальности.

Главная особенность виртуального объекта в том, что думающий о нем осознает, что объекта не существует в физическом мире. Поэтому неправильно использовать слово «виртуальный» по отношению к галлюцинациям. Также не нужно использовать это слово, говоря об абстрактных понятиях, которые в любом случае не могут иметь воплощения в предметном мире.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, станет ли виртуальная реальность частью нашего быта, нужно понять, в каких сферах деятельности может быть применена эта технология.

Вот список этих сфер:

  • Инфографика, визуализация данных

2. Коммуникация

3. Тестирование и обучение

4. Инструменты для работы с графикой, видео и звуком

5. Предметный дизайн

6. Отдых и развлечения

Каждую из них необходимо рассмотреть подробно.

Инфографика, визуализация данных

Самая простая технически и одновременно интересная для дизайнеров задача - это визуализация информации в виртуальном пространстве.

Дело в том, что человек не может в полном объёме анализировать большое количество информации - сто или миллион значений. Если же нам необходимо это сделать, мы используем четыре подхода: выделить важные элементы, выделить средние значение, придумать единицу для сравнения, разделить элементы на группы. Эти подходы используются в самых разных визуализациях.

Раньше, чтобы создать трехмерную движущаяся модель, нужно было придумать замысловатый механизм.

Например, так выглядели модели Солнечной системы.

Модель Солнечной системы. Англия, 1780-е годы // colors.life
Модель Солнечной системы. Англия, 1780-е годы // colors.life

Так выглядит Солнечная система в VR приложение Fulldome Cinema. Оно разработано русской компании Altair Digital, занимающаяся разработкой проекционных систем для планетариев. Приложение работает с гарнитурой Samsung Gear VR.

Солнце в виртуальной солнечной системе в приложении Fulldome Cinema // arnext.ru
Солнце в виртуальной солнечной системе в приложении Fulldome Cinema // arnext.ru

В наши дни технология VR позволяет быстро создавать трехмерные модели и взаимодействовать с ними. Мы можем строить графики с тремя осями. Также в VR можно визуализировать изменение информации во времени.

Хороший пример - это работа “Церковь данных” голландского дизайнера Vito Boeckx. Он показал как «растут здания» модемов, когда на них кто-то работает. Вот как пишет о своем замысле дизайнер:

“Мы постоянно вносим свой вклад в обширный поток данных, хотя этот обширный поток нам не виден. Data Church - это представление этих невидимых текущих данных, инструмент для отражения передачи информации в современном обществе. Физическая инсталляция предоставляет пользователям доступ к визуализации современных потоков данных в виртуальной среде. Он транслирует этот постоянный поток данных, объединяя цифровое онлайн-поведение нескольких людей, создавая городской ландшафт, растущий из данных.”

Способ коммуникации

Также эта технология позволяет проводить виртуальные конференции с теми, кого нет рядом. Таким образом появляется новый способ коммуникации. Человеку естественней всего говорить с тем, кого он видит перед собой. Поэтому любые попытки приблизится к “живому общению” на расстоянии будут приветствоваться пользователем.

Социальная сеть для виртуального общения уже существует. Там можно создать виртуальную версию себя и делать все, что может делать настоящий человек: устраивать вечеринки, жарить шашлыки, проводить чемпионаты по покеру и смотреть фильмы в виртуальном мире.

Вот примеры виртуальных конференций из современных блокбастеров.

Очки с дополненной реальностью из фильма “Кингсмен”// the-kingsman-directory.fandom.com
Очки с дополненной реальностью из фильма “Кингсмен”// the-kingsman-directory.fandom.com

Тестирование и обучение

Одна самых важных возможностей VR - это проведение тестов и обучения.

Кроме того, виртуальная реальность может использоваться в обучении пилотов, врачей, космонавтов и пожарных. Симуляторы необходимы для тех профессией, где человек должен проживать стрессовые ситуации. Однако, например, симулятор рабочего собеседования может помочь каждому из нас.

Павильоны VR сейчас создаются в школах и университетах, где можно в любом масштабе наблюдать за работой организма или проводить безопасные лабораторные работы.

Российская компания Mel разработала приложение Mel Chemistry VR для гарнитуры Google Daydream.

Так может выглядеть симулятор для пилотов, где можно имитировать самые сложные ситуации.

Инструменты для работы с графикой, видео и звуком

Если появятся новая инфографика и новый графический язык, будут созданы программы для работы с информацией: текстовые редакторы, фоторедакторы, видеоредакторы.

Компания Verto Studio LLC разрабатывает корпоративные рабочие инструменты “VertoStudio VR” на основе Windows Holographic.

3D моделирование уже повсеместно используется. Главное нововведение - это возможность “существовать” в пространстве работы. Создатель приложения Майкл Фаррелл (Michael Farrell) описал работу с программой так:

«Ничто не сравнится с возможностью практически вживую воспринимать глубину, перспективу моделируемого объекта в дополненной или виртуальной реальности. Это сравнимо с тем, как вы можете создавать физические модели прямо перед собой и «лепить» их них то, что нужно. Только всё это происходит в виртуальной реальности и не требует серьёзных физических усилий».
Майкл Фаррел

Программа стоит всего 29 долларов и предлагает такие специфические для VR функции:

- Создание трехмерные сцены с нуля без внешних компьютеров или дополнительного программного обеспечения.

- Префабы: плоскость, куб, сфера, торус, цилиндр, эскиз (рисование в 3D), карта высот ландшафта на основе изображений, текст.

- Режимы редактирования объектов: вращать, переводить, масштабировать, выделять целые объекты и преобразовывать их.

- Реальную систему единиц для редактирования абсолютного положения и масштаба объектов в метрах.

- Привязка к сетке, привязка к вершине, привязка к краю, привязка к лицу

- Среда VR Skyboxes: включает в себя голубое небо, серое небо, светло-серые среды и несколько редактируемых источников света

- Установка масштаба погружения VR с помощью простого управления, чтобы легко набрать в масштабе всей сцены.

- Действительно 3D инструменты для голографического редактирования, такие как выбор поля, 3-осевой перевод, вращение и так далее.

Дизайн виртуальных объектов

Изобретение современного интерфейса (интерактивного экрана, клавиатуры, курсора)позволило развиться таким направлениям дизайна как UX (User eXperience) и UI (User Interface). VR - это трехмерное киберпространство, где используются совсем другие «устройства входа-выхода». Это значит, что необходимо разрабатывать дизайн виртуальных объектов, который был бы удобен именно для этого пространства.

В качестве примера специфического для VR дизайна можно привести рекламную компанию смесителя Dornbracht на миланской неделе дизайна этого года. Придумал этот визуал дизайнер и художник Mike Meire. Одна из важных деталей это технологии - отсутствие пульта управления: движения рук человека снимаются камерой.

Уже сейчас можно найти курсы по VR-дизайну. Однако в большинстве случаев интерфейсов для работы в VR выглядят как висящие в воздухе экраны.

Голографический интерфейс компьютера Тони Старка // nerdreactor.com
Голографический интерфейс компьютера Тони Старка // nerdreactor.com

Одых и развлечения

Из-за большого количества фантастики, которая посвящена киберреальности или виртуальной реальности, мы привыкли к необоснованным прогнозам, которые из раза в раз повторяют писатели и сценаристы. Фантасты могут предугадать наше будущее, но ответственность за него лежит на других людях – на дизайнерах. Однако не стоит недооценивать взаимного влияния художников и дизайнеров, поэтому в этой статье упоминаются предметы из фильмов.

Сейчас в разработку VR вкладываются крупные компании. После “бума” VR в 2016 году уже нет сомнений в том, что эта технология будет активнее и активнее развиваться.По данным компании LETA Capital, к 2020 году объем рынка достигнет 150 миллионов долларов.

Компании, участвующие в разработке VR в 2016 году по данным LETA Capital //https://rb.ru/opinion/vr-and-ar/
Компании, участвующие в разработке VR в 2016 году по данным LETA Capital //https://rb.ru/opinion/vr-and-ar/

С разработкой VR связано много новых профессий. Кроме разработчиков и дизайнеров интерфейсов будут существовать специалисты по рекламе в VR, режиссеры фильмов и дизайнеры игр в VR. Кроме того, появится наука, которая будет изучать влияние VR на человеческую психику и общество.

Виртуальная реальность станет частью нашей жизни, как только VR-очки и проектор голограмм станут дешевыми и простыми в использовании предметами. Этот момент станет “точкой невозврата”, когда VR перестанет быть увлечением гиков. Тогда появится потребность в дизайне для разных пользователей и разных повседневных задач.

// Екатерина Панова, Параллели