Найти тему
Записки пономаря

Любимая картина Третьякова

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Любите ли вы русскую классическую живопись? Сегодня я хочу рассказать о замечательной картине, которую я очень люблю.На этой картине изображен момент, описанный в Евангелии

«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Лк (4:1-2)

В 1872 году в Петербурге открылась Вторая передвижная выставка. Здесь Крамской представил своего «Христа в пустыне». Пять лет художник работал над картиной.Христос изображен во время сорокадневного поста в пустыне, взалкавший, перед искушением от диавола. Искушением властью, славой, голодом.

Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне" 1872
Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне" 1872

Картина

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

История

Для поиска натуры Крамской ездил в Крым, был на пленэрах в Бахчисарае и Чуфуй-кале. Встречал рассветы, провожал закаты. Художник хотел сделать этюды с натуры в напоминающей Палестину местности, хотел угадать чувство, которое может испытать человек, оказавшийся один на один со своими раздумьями среди гор и каменистой пустыни.

Крамской написал целую статью о своих сомнениях и страхах, мучительном поиске образа и о том, кто для него самого Христос:

«…Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?»
Руки Христа
Руки Христа
«На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена… Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов… Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока… И он всё думает, думает, страшно становится… Сколько раз плакал я перед этой фигурой!? Что ж после этого? Разве можно это написать? И Вы спрашиваете себя, и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа? Нет, не могу, и не мог написать, а всё-таки писал, и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать…».
Иван Николаевич Крамской Автопортрет
Иван Николаевич Крамской Автопортрет
«Христос в пустыне» — это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью…,- продолжает художник, – она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…».

И еще писал в Ялту другу и ученику Федору Васильеву: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал… Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить…».

Третьяковская галерея

На выставке к Крамскому подошел Павел Михайлович Третьяков. Спросил о цене. Художник объявил цену шесть тысяч рублей, что было огромной суммой.

В письме к художнику Фёдору Васильеву Крамской писал:

«Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего! Я его огорошил, можете себе представить: за одну фигуру вдруг с него требуют не более не менее, как шесть тысяч рублей. Как это Вам кажется? А? Есть от чего рехнуться… Вот он и завопил! А все-таки не отходит».

Третьяков помялся, пытался торговаться, но сразу купил.

По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин.

«„Спаситель“ Крамского мне очень нравился и теперь также нравится, почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень-то нравится, а некоторым и вовсе. <…> По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время — может быть, ошибаюсь»

Знаменитый меценат купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи.

Источники https://foma.ru/xristos-v-pustyine-luchshaya-kartina.html

https://www.tretyakovgallery.ru/collection/khristos-v-pustyne/