За двадцать лет на эстраде чешский певец Вацлав Нецкарж исполнил в своей почти неподражаемой манере множество забавных песен.
И хотя их большая часть до сих пор неизвестна современному слушателю, для нашего времени это скорее преимущество, нежели повод и впредь игнорировать его творчество.
Виной тому – в первую очередь специфический вокал, языковый барьер и отсутствие доступа на концерты, оставшиеся в прошлом.
Последнее – в данном случае дело частично поправимое, потому что в этом очерке мы решили остановиться именно на «живом» альбоме пана Нецкаржа, который великолепно иллюстрирует и путаницу и качество звука, цепко ухватив атмосферу начала семидесятых, непростой период «нормализации» после Пражской весны, чьим сторонником был темпераментный артист.
Эклектика всегда риск, но не всегда минус, если выбором исполнителя движет интуитивная точность, но порою эффект проявляет себя через много лет.
Жанровый разнобой репертуара – от старого рок-н-ролла до кабаре, напоминает Love Me Love My Friends - третий сольный опыт Пола Джонса, до сих пор впечатляя нас разнообразием и смелостью выбора песен.
Начав выступление с кавер-версии Put Your Money Down группы Джеффа Кристи под названием «Я не гладиатор», не менее дикой, чем «Я не сумасшедший» у Яноша Кооша, неистовый чех, ни капли не комплексуя, одну за одной «шпарит» и балладу Питера Сарстедта (которая тоже томилась в забвении почти тридцать лет) и мещанский евро-поп прошлой декады, и Донована (в чьей манере сделана одна из сильнейших серьезных вещей Вацлава Нецкаржа «Наутилус» с правильным ударением на первом слоге, естественно) и, порядком осточертевший к тому времени, Winchester Cathedral, позывные популярной у нас передачи «На всех широтах», которую вел легендарный Виктор Татарский.
Как человек не чуждый концертного опыта, скажу честно – меня восхищает дерзость этого миниатюрного, похожего на чертика из народной сказки, шоумена.
Каждому ВИА или солисту, как в СССР, так и в «странах народной демократии», полагался свой зарубежный, желательно западный двойник.
Что касается Запада, тут на ум приходит Джонатан Ричмен, а с нашей стороны, конечно же, Михаил Водяной с его божественным «безголосьем» и гениальный Виктор Чистяков.
На сцене Вацлав Нецкарж демонстрировал неимоверную раскрепощенность, смысл которой был понятен далеко не каждому в стране проглоченных аршинов.
Когда большой фрагмент его выступления на одном чешском фестивале показали по советскому ТВ, на другой день алкаши-вольнодумцы из опустившихся лабухов дружно признали его альтернативой Карелу Готту, которым закармливали в ту пору советского телезрителя.
В каком-то смысле перед нами действительно АНТИГОТТ, маленький еретик и «антихрист», попирающий каноны шоу-бизнеса, оставаясь большим артистом.
Даже если это артист республиканского ТЮЗа, на который всё больше становится похожа вся планета, и где играет всё человечество. «Доктор Дам Ди Дам» - чем не название пьесы для самых маленьких, но со множеством намеков для взрослых?
Такие как Вацлав Нецкарж до пенсии играют старшеклассников и проблемных подростков, делясь с нами секретом вечной молодости, бесстрашием, достойным доктора Фауста.
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК
Читайте далее:
* Лео Сейер. Король в музыкальном королевстве
* Донован. Жирный ангел западного окна
* Сочинение на вольную тему или Винил в тени Гоголя