До недавних пор мало кто слышал про Республику Парагвай, пока ее президент Орасио Картес вдруг не заявил, что перенесет посольство страны из Тель-Авива в Иерусалим. Можно понять, когда такие шаги предпринимают США и в этом глубокая политика и борьба за влияние на Ближнем Востоке. Но от далекой южно-американской страны этого не ждали и арабские государства поспешили обьявить, что отныне будут парагвайцев бойкотировать. Чем и как бойкотировать непонятно, ибо торговый оборот Парагвая с арабским миром чуть более, чем ноль. Зато госбюджет на треть состоит от американской финансовой помощи, вот так ларчик открывался. Так, или иначе, но благодаря Иерусалиму это малоизвестное государство вдруг впервые за всю свою историю несколько дней гремело на весь мир через все СМИ. Когда я в Парагвае говорил, что приехал из Израиля, то любой встречный, начиная с таксиста и заканчивая девушкой в офисе по туризму вспоминали про Иерусалим. Но, если вы чуть-чуть меня знаете, то уже поняли, что все эти политические тёрки мне малоинтересны. В Парагвай я поехал совсем по другой причине: здесь расположена первая по величине в мире(!) гидроэлектростанция на реке Парана.
Моей исходной точкой стал аргентинской городок Пуэрто-Игуасу, тот самый, что близ одноименных водопадов. Километрах в двух от центра городка расположен малоприметный причал, откуда раз в час с 6 утра до 17 вечера отправляется автомобильный паром в Парагвай. Плыть всего 15 минут, но обратите внимание, что вы плывете между трех стран. Отчалили из Аргентины, затем справа это Бразилия и прямо по курсу Парагвай. Вы словно упираетесь в Т-образный "перекресток", это река Игуасу, откуда отправляется паром, под прямым углом впадает в могучую Парану. Иными словами, парагвайский берег уже на берегу Параны.
Пассажирский билет стоит 60 аргентинских песо, что на май 2018 соответствует примерно 2 долларам.
Отправляемся четко по расписанию и катер, толкающий баржу начинает делать интересные маневры.
Слева на причале стоит между прочим советское прогулочное судно. Я не поленился сходить и посмотреть, даже сфоткал пару мест, где остались металлические нашлепки завода-изготовителя, год стоял 1988. Но фотки куда-то делись. Интересно другое, как прогулочное судно для речного судоходства добралось до Южной Америки?
Поплыли -
Вам, наверное, любопытно, что это за заброшенное судно стоит возле берега? Мне тоже было интересно и днем ранее я пошел туда, чтобы выяснить. Разговора не сложилось из-за сильного языкового барьера, но на судне живут парагвайские работяги, вкалывающие в отелях Пуэрто-Игуасу. Сам корабль явно не на ходу, ржавый и совершенно убитый. Там даже по лестницам подниматься опасно, все шатается и скрипит.
На бразильском берегу вовсю рыбачат -
Первое впечатление от Парагвая таково, что я словно оказался в Африке. Выглядит как разруха. В довольно цивильной Аргентине немного расслабляешься, но здесь придется собраться -
Это я уже в Парагвае. Вы думаете, это просто так стулья? Ничего подобного. Это секретный наблюдательный пункт парагвайских пограничников, они отсюда бдят, чтобы никто не перехватил партию наркотиков из Бразилии. А то перехватят и заберут, а на что пограничникам жить по вашему? Слева Бразилия, справа Аргентина и мой паром уплывающий назад в Аргентину. Если присмотреться, то прямо по курсу вдали виден тот белый заброшенный корабль с работягами -
Армяне говорят, что их страна ужасно неудобно расположена географически и до Черного моря 163 километра по прямой. А что вы тогда скажете про Парагвай, которому до ближайшего океана около тысячи километров? Это не мешает ему иметь военно-морские силы в числе 34 судов, среди которых есть даже фрегат Humaita 1928 года выпуска с орудиями и пулеметами. Про этот исторический фрегат читайте на Википедии. Это судно принимало участие в кровавой войне с Боливией в тридцатых годах. Последний бой судно приняло сравнительно недавно, в 1989 году, во время свержения диктатора Альфреда Стресснера, между прочим немца про происхождению. Но вернемся к кораблям. Как вы уже поняли, выхода к морю у Парагвая нет, но он окружен крупными реками Парагвай и Парана, причем по последней суда могут спускаться к Атлантическому океану. Это позволяет, кстати, торговым судам малой тонажности подниматься вверх по Паране и разгружаться непосредственно в Парагвае, минуя дорогостоящий транзит через Аргентину, либо Бразилию. Помимо исторического фрегата, остальные военные суда выглядят так, обычные патрульные катера -
Таможня и пограничный контроль -
Тут парагвайцы ставят красочную печать -
Собственно, печать о въезде в Парагвай -
А дальше, как я и предполагал, началась одна большая деревня. Это южные пригороды города Сьюдад-дель-Эсте, второго по величине в Парагвае. Большинство туристов попадают в Парагвай через мост из Бразилии, это в десяти километрах севернее, в центре города. Пока что мне предстоит найти какой-то транспорт отсюда.
Долго ждать не пришлось, вскоре подкатил уставший от жизни автобус и мы поехали -
Между тем, пока я еду (а эти 10 километров со всеми остановками и пробками заняли около часа) погода испортилась, стало темно и пошел дождь. В какой-то момент мне ехать такими темпами надоело и я вышел, а за одно и дождик закончился -
Вышел и сразу заметил новенькую мечеть рядом. Помните, выше мы упоминали парагвайского президента Орасио Картеса? Именно он открыл эту мечеть в Сьюдад-дель-Эсте в 2015 году, причем оплатившие ее строительство саудовские фонды выделили десятки миллионов долларов на проекты, связанные с укреплением влияния арабской общины в Парагвае. Традиционно, в этой стране селились выходцы из Ливана, бежавшие от войн с Израилем в восьмидесятых и сегодня их насчитывается около десяти тысяч в одном только Сьюдад-дель-Эсте, где в целом проживают 300 тысяч жителей. Они безусловно внесли свой вклад в улучшение деловой активности в городе, но в последние годы все пошло не туда. Дело в том, что в регионе, где сходятся границы Бразилии, Аргентины и Парагвая резко активизировались радикальные исламисты и усилились позиции Ирана и Хизболлы (ссылка). Это не случайно, ибо ливанцы живущие здесь это преимущественно шииты из южной части Ливана, многие из которых воевали с Израилем. Основной интерес исламистов в данном случае далек от войн с Израилем, как и от самого Израиля. Здесь они целиком и полностью в наркобизнесе и торговле оружием, что является основой бюджета этой радикальной организации, не так давно получившей больше половины мест ливанского парламента. Катарская Аль-Джазира сказанное про ячейки исламистов опровергает, но нет дымы без огня.
Бензин далеко не дешев в Южной Америке и стоит за литр 1,5 доллара (курс сейчас 3,2 за 1 доллар).
Местные автобусы весьма колоритны -
В самом центре расположен небольшой парк, закрытый на клюшку и охраняемый вооруженными ребятами. Днем! Интересно, если парк закрыт, то зачем его вообще создавали?
Автовокзал в Сьюдад-дель-Эсте. Отсюда мне надо уехать в городок Хернандариас, до которого чуть более 20 километров. Долго я стоял, пока добрый человек не подсказал, что по выходным (а это был выходной день) автобусы на станцию не заезжают. Из-за проблем с языком нам не удалось разобраться, как мне доехать до гидроэлектростанции.
Но рядом с автостанцией расположен отличный туристический офис, открывшийся буквально недавно. Милая девушка в нем тоже не знала ни слова по английски, но мы с ней все же общий язык нашли. Из этого я выяснил, что нужный мне автобус отправляется из некоей условной точки напротив некоего супермаркета "Жардин".
Минут десять от туристического офиса и вот он, супермаркет Жардин и вон она, вдали, желанная остановка -
А вот и автобус. Проезд стоит чуть более 0,5 доллара в местной валюте -
Обычный южно-американский автобус, побитый и уставший от жизни -
Гидроэлектростанция близ деревушки Итайпу (Itapu) на реке Паране это не просто единственное крупное предприятие Парагвая (и пожалуй единственное), но это объект, которому нет равных в мире. Это самая большая ГЭС из существующих, чья дамба имеет длину 7,5 километров и высоту 196 метров. Она вырабатывает до 100 миллиардов квт/часов энергии, обеспечивая 93% всей потребляемой Парагваем энергии и 20% энергии Бразилии. Станция расположена на границе и управляется совместно двумя странами.
Если в целом Парагвай страна бедная и довольно замусоренная, то вокруг станции идеальная чистота и... термитники -
Позади термитники предвыборная реклама уходящего президента Орарио Картеса, того самого, что успел перенести посольство в Иерусалим. Есть версия, что его решение связано с тем, что проиграв выборы своему сопернику Марио Абдо Бенитесу, он решил ему подложить "свинью" с Иерусалимом. Новый президент, который вступает в должность через две недели, поспешил от решения Картеса откреститься, мол, перенос посольства не был ни с кем согласован и лично он против этого, но что сделано - то сделано.
Экскурсии по станции проводятся каждый час с 9 до 15 часов и они абсолютно бесплатны. Вас 45 минут возят по станции на автобусе с парой остановок в пути для фотографирования. Затем желающие могут посмотреть 10-минутный фильм про историю станции. Стоит добавить, что есть возможность проникнуть внутрь станции и увидеть генераторы, но только по предварительному согласованию за две недели. Как мне обьяснили, желающего проверяет госбезопасность Парагвая. Интересно, что они там могут проверить?
Размеры станции потрясают воображение!
Одно плохо, что остановок всего две, а остальное время вас просто возят, не выпуская из автобуса -
...иной раз фотографировать приходилось через мутное стекло -
Вид с дамбы на реку Парану и бразильский город Фоз-ду-Игуасу на горизонте -
А потом опять автобус в город -
Здесь все железное и очень крепкое, как и убитые рессоры. Полчаса по колдобинам и вы ощущаете себя человеком -
Самый центр Сьюдад-дель-Эсте представляе собой несколько высотных зданий с рекламой.
Здесь все ориентировано на гостей из соседней Бразилии, с которой город связан массивным мостом. Бразильцы ходят в Парагвай за покупками, тут зона беспошлинной торговли и цены дешевле бразильских на треть в среднем. По крайней мере, бразильцы именно так и считают. Лично я, положа руку на сердце, особой разницы в ценах не заметил. Что в Бразилии пообедал на 5 долларов, что в Парагвае...
Островок на Паране -
Выезд из Парагвая, пограничный терминал -
Не забудьте поставить выездную печать, а то на бразильской стороне развернут назад за печатью в Парагвай. Если, конечно, вы намерены законно въехать в Бразилию, что не столь однозначно, ибо и там тоже никто насильно вас на контроль не отправит. Идет толпа и вы со всеми. Следить за вами никто не будет, вы вообще можете пересекать здесь границу без документов. Многие местные так и делают, но они граждане, соответственно, Бразилии и Парагвая. Обе страны входят в подобие Евросоюза для Южной Америки, называется Mercosur и их граждане пользуются правом свободного перемещение по всем странам Южной Америки. Но к нам с вами это не относится.
Мост через Парану -
Сьюдад-дель-Эсте издалека смотрится очень цивильно, вид с бразильской стороны моста -
Собственно, вот кратко про Парагвай!