Найти тему

Независимое книгоиздание – как это работает?

Оглавление

Без инвестиций и стартового капитала, прорубая себе путь через массивы скепсиса, в конце 2017 года начало работу издательство Чтиво. Сегодня в его арсенале шесть книг авторов из Санкт-Петербурга, Москвы и Окленда (Калифорния), и это только начало. Читайте наиболее полный материал из первых рук о том, как работает инди-книгоиздание.

https://unsplash.com/photos/gXndgCS-CGo
https://unsplash.com/photos/gXndgCS-CGo

Поиск авторов и читателей

Любой, у кого есть доступ в интернет, может отправить в Чтиво своё произведение (проза, роман или сборник рассказов, см. раздел «Авторам» на сайте издательства). Мы в свою очередь делаем всё, чтобы нас было легко найти. Очень важна SEO-оптимизация. Например, по запросу «издательство» мы сейчас находимся на третьей странице Яндекса, а по запросу «независимое издательство» – на второй строке первой страницы. Периодически мы размещаем информацию о поиске авторов на тематических ресурсах, таких как «Теории и Практики».

Чтиво и Марла Зингер
Чтиво и Марла Зингер

Неотъемлемая часть жизни Чтива (и всего Русского Динозавра) – соцсети. В них мы тоже публикуем информацию о поиске авторов, а также анонсы и релизы новых книг, отрывки из уже изданных произведений, рецензии на них, интервью с авторами в журналах и ссылки на такие статьи как эта. В Яндекс.Дзен статьи Чтива выходят на канале Русского Динозавра, а собственные аккаунты у издательства есть на ВК, FB, в Телеграм и Instagram. Ещё есть канал YouTube, где мы публикуем буктрейлеры и другие видеоматериалы.

Работа с рукописями

Новые рукописи приходят на общую почту Чтива. Ответственный редактор производит первый отбор и сохраняет те из них, которые могут подойти для издания. Затем проверяет, не публиковались ли они ранее, и, если нет, добавляет их в лонг-лист. Лонг-лист отправляется на рассмотрение Советом Чтива, который состоит из основателей проекта. Обсуждение происходит в чате Телеграм. Выбранные советом рукописи отправляются в шорт-лист. Затем, исходя из текущей обстановки, выбираются те произведения, которые будут издаваться следующими.

Из переписки с автором
Из переписки с автором

Договорённость с автором

Когда мы уверены, что готовы издавать произведение, приходит время общения с автором – личная встреча или голосовые средства связи. Обсудив условия и перспективы сотрудничества устно, мы формируем контракт и, согласовав с автором, подписываем. После этого можно начинать производство.

https://unsplash.com/photos/y02jEX_B0O0
https://unsplash.com/photos/y02jEX_B0O0

Производство

Для каждого нового издания мы создаём специальный чат в Телеграм, где общаются все участники процесса: редактор, верстальщик, иллюстратор и автор (последний не всегда участвует в чате, он может общаться только с редактором). После согласования общей концепции и назначения даты релиза параллельно запускаются редактура (все изменения предлагаются в виде комментариев и согласуются с автором/переводчиком) и создание визуальной части проекта (обложка, иллюстрации).

Из чата издания «Проститутки на обочине» Эриха фон Неффа
Из чата издания «Проститутки на обочине» Эриха фон Неффа

После редактуры текст отправляется в вёрстку (иногда не целиком, а частями, чтобы сэкономить время). Работы на всех этапах согласуются в чате, а для постановки и координации задач мы используем бесплатный сервис Todoist.

Пока идёт работа над изданием, SMM-редактор начинает знакомить аудиторию с автором и произведением посредством соцсетей. Таким образом, к моменту выхода книги читатель уже знает, чего от неё можно ожидать, и готов решить, стоит ли ему её покупать.

Об истории знакомства с Эрихом фон Неффом
Об истории знакомства с Эрихом фон Неффом

В то же время шеф-редактор и веб-мастер начинают разработку веб-страницы книги и интеграцию материалов о ней на сайт (например, баннер на главной странице). Автор предоставляет фото и текстовую информацию, ссылки на свои творческие страницы в интернете, редактор вносит и согласует с автором правки, после чего передаёт материалы веб-мастеру. По мере готовности обложки и других элементов страница дополняется.

Если время позволяет, мы запускаем предзаказ. Оплатившие книгу до её выхода получают её в день релиза самыми первыми.

«Архив барона Унгерна» О. Новокщёнова, А. Киреева и Д. Горшечникова
«Архив барона Унгерна» О. Новокщёнова, А. Киреева и Д. Горшечникова

Релиз

К моменту релиза мы готовим полную версию издания в форматах Fb2, Epub, Pdf и Html, а также демо-версию, содержащую начало книги, её можно бесплатно скачать на официальной странице издания. Информация о выходе книги появляется на всех страницах Чтива в соцсетях и в e-mail-рассылке (подписаться можно в блоке «Будьте с нами», внизу главной страницы Чтива). Мы заботимся о том, чтобы информация о книге появилась на партнёрских ресурсах и в СМИ, а также, когда это возможно, устраиваем презентацию и снимаем буктрейлер.

Презентация романа «Белый цветок» Николая Старообрядцева, CheckPoint Cafe, Санкт-Петербург, слева направо: С. Иннер. Н. Старообрядцев, А. Захарченко
Презентация романа «Белый цветок» Николая Старообрядцева, CheckPoint Cafe, Санкт-Петербург, слева направо: С. Иннер. Н. Старообрядцев, А. Захарченко

Буктрейлеры

Помимо прочей информации, на странице издания появляется видеоролик, презентующий книгу (в идеале это происходит в день релиза, но иногда несколько позже). Культура буктрейлеров в современной издательской традиции нашей страны пока не сильно развита. Если на западе буктрейлер может представлять собой почти полноценный короткометражный фильм, то у нас, даже в больших издательствах, он порой является снятым на мобильный телефон обращением стоящего возле фикуса автора со словами «Вот вышла моя новая книга, она ещё лучше старой, читайте». Одна из миссий Чтива – вывести книжный видеоконтент на новый уровень. Вот несколько наших буктрейлеров.

«Посейдень» Сергея Иннера | производство Любови Невской.

«Неслучившееся» Даши Стрельцовой | производство Luxpictura.

«Архив барона Унгерна» О. Новокщёнова, А. Киреева, Д. Горшечникова | снято на смартфон в путешествиях по необъятной.

Экспертное общество

Возможно, вы уже читали на нашем канале рецензии от участников экспертного общества Чтива. Попасть в этот закрытый клуб могут книжные блогеры, обзорщики, рецензенты и те, кто просто любит и умеет интересно писать о книгах. Участники получают:

+ Бесплатный доступ к уже изданным книгам Чтива.
+ Возможность читать новые книги эксклюзивно, ещё до их релиза.
+ Публикации в журналах и на страницах Чтива и РД в соцсетях.

Отметим, что мы открыты не только к положительным рецензиям, но и к самой жёсткой критике. Мы ищем смелых рецензентов, которые не побоятся сказать авторам в лицо всё, что думают об их произведениях. Только так наше экспертное общество будет честным и интересным, в обратном же случае – превратится в фабрику лести и рекламы, а этого нам бы не хотелось. По вопросам вступления пишите на info@chtivo.spb.ru

https://unsplash.com/photos/TlE_LR4L28o
https://unsplash.com/photos/TlE_LR4L28o

Монетизация

Чтиво получает доход двумя путями:

1. Продажа книг в собственном интернет-магазине. Читатель выбирает книгу, попадает в платёжную систему «Робокассы», оплачивает покупку и возвращается на сайт, где автоматически происходит скачивание книги во всех форматах. Доход от продажи каждой книги распределяется (согласно предварительной договорённости) между автором, специалистами, работавшими над изданием, и издательством. Вырученные деньги идут на развитие Чтива.

Страница расплаты Чтива
Страница расплаты Чтива

2. Поддержка аудитории на Patreon. Посредством этого ресурса люди, которым нравится то, что мы делаем (как Чтиво, так и Русский Динозавр вообще), могут поддержать нас финансово (от $1 в месяц). Взамен мы предлагаем им различные бонусы, как то: благодарность в титрах новых видеопроектов, подписка на все новые электронные книги Чтива, а в недалёком будущем и подписка на все новые бумажные книги Чтива. При этом авторы и специалисты, работавшие над изданием, также получают роялти за все книги, высланные по подписке – как при обычной продаже.

Patreon Русского Динозавра
Patreon Русского Динозавра

Что дальше?

+ Издание первой бумажной книги. Мы уже знаем, какая именно из наших книг первой выйдет в печать. Очень скоро узнаете и вы, не переключайтесь.

+ Выход в книжные магазины, подключение дилеров. Один в поле воин, но поле уж больно широко. Мы постоянно осваиваем новые пути продвижения Чтива.

+ Выход на издание одной книги в месяц. Это следующая планка темпа, которой мы намерены достигнуть в нашем росте. Если вы автор, верстальщик, редактор, корректор, иллюстратор или просто считаете, что нам есть, что обсудить, пишите на info@chtivo.spb.ru

+ Переводы на английский язык. Мы любим русский язык как родной, но было бы неправильно лишать остальное человечество русской литературы. На английском им будет понятнее.

+ Аудиокниги. Аудиоформат уже довольно плотно вошёл в нашу жизнь, и для многих аудиокниги – почти необходимость. Скоро мы порадуем их аудиоверсиями изданных у нас произведений.

+ Подъём статуса электронной литературы. Мы хотим стать издательством – знаком качества, все книги которого просто нужно взять и прочитать, независимо от того, электронные они или бумажные. Массолит неизбежно уйдёт в цифру. Бумага останется показателем качества произведения – как винил для музыкантов. Читатель, книга, издатель и автор, где бы они ни находились, теперь будут в паре кликов друг от друга.

Чтикер
Чтикер

Читайте также:

Редактор издательства о современной литературе. Жук высоко на стене

Новости инди-книгоиздания №9

Эксперимент с восприятием. О книге «Проститутки на обочине» Эриха фон Неффа