Линкоры типа «Айова» создавались как быстроходный вариант линкоров типа "Саут Дакота",чтобы гонять по просторам Тихого океана многочисленные японские крейсера. Бронирование осталось практически без изменений. Для достижения скорости в 32,5 узла потребовалось усиление мощности силовой установки, а артиллерию заменили на 9-406 мм мощных орудий.
Благодаря проектной скорости в 32,5 узла «Айовы» считаются самыми быстроходными линкорами. При этом дальность плавания составила внушительные 17 000 миль на скорости 15 узлов.Мореходность оценивалась как хорошая и превосходила таковую у предыдущих типов американских линкоров.В целом американцам удалось создать весьма сбалансированный линкор.
Всего построено 4 корабля типа "Айова".5-й и 6-й-"Иллинойс" USS Illinois BB-65 и "Кентукки" Kentucky BB-66 были заложены в 1942-1943,но сданы на слом недостроенными.
"Айова" USS Iowa (BB-61)
заложен 27.06.1940 ,спущен на воду27.08.1942 ,вступил в строй 22.02.1943, Поставлен на вечную стоянку в качестве музея в порту Сан-Педро(Калифорния) 9.06.2012.
"Нью-Джерси" USS New Jersey (BB-62)
заложен 16.09.1940 ,спущен на воду 7.12.1942 ,вступил в строй 05.1943 . Выведен из состава флота 8.02.1991, Находится на вечной стоянке в городе Камден, штат Нью-Джерси.
"Миссури" USS Missouri (BB-63)
заложен 06.01.1943 ,спущен на воду 29.01.1944 ,вступил в строй 06.1944 Выведен из состава флота 31 марта 1992 В 1998 году стал кораблем-музеем, находящимся на вечной стоянке в Перл-Харборе.
"Висконсин" USS Wisconsin (BB-64)
заложен 25.01.1941 ,спущен на воду 7.12.1943 ,вступил в строй 04.1944 Выведен из состава флота 30.09.1991,До марта 2006 года — последний линкор в мире, числившийся в резерве ВМС. Находится на вечной стоянке в музее «Наутикус» в городе Норфолк, штат Вирджиния.
Итак,"Айова" USS Iowa (BB-61)
Водоизмещение-стандартное 48 425 т,полное 57 540 дл. т.Длина270,5 м.Ширина33 м.Осадка11 м.Бронирование-главный пояс: 307 мм
траверзы: 287 мм
палубы:19…37+153 мм
башни ГК: 184—432мм
барбеты башен ГК: 234—439 мм
боевая рубка: 102—440 мм
Двигатели-4турбины 212 000л.с..Скорость 32,5узла.Дальность 15 000 миль ( на 15 узлах).Экипаж-2800 человек . Вооружение-3 × 3 - 406-мм /50Mark7.
Зенитная артиллерия-10 × 2 - 127-мм |38Mark12;80 ×40мм/56;49 ×20мм/70.
Авиагруппа- две катапульты; 3 гидросамолета Vought OS2U Kingfisher.
После модернизации 80-х годов-
Водоизмещение 58 000 тонн.Длина270 м.Ширина33 м.Осадка10 м,Скорость33узла.Экипаж 1800 человек.Вооружение-крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, Артиллерия -9 × 406-мм АУ,
20 × 127-мм АУ,Зенитная установка Mark 15 Phalanx CIWS. Противокорабельные ракеты -ПКР RGM-84 «Гарпун».Противолодочные вертолеты.
Линкоры типа «Айова» считаются очень удачными В них оптимальное сочетание всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. «Айова» поставили точку в эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Благодаря надежности и защищенности ,вступив в строй в конце войны,они активно участвовали в бомбардировках японских укреплений во время десантных операций,практически всегда играя роль флагмана эскадры. Благодаря высокой боевой эффективности линкоры типа «Айова» оставались на службе более 50 лет. Участвовали в корейской и вьетнамской войнах . В 1980-е годы линкоры прошли капитальную модернизацию, получив на вооружение крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», автоматизированные зенитные комплексы «Вулкан Mk.15». После этого они приняли участие в ряде локальных конфликтов — в Ливане и Персидском заливе.
Взрыв в орудийной башне " Айова" случился 19 апреля 1989 года во время учебного похода в Карибском море. Он произошел в центральном помещении башни № 2 (16-дюймового орудия), и серьёзно повредил само орудие. Погибло 47 моряков. После взрыва «Айова» не восстанавливалась.
"Миссури" прославился тем,что на его борту 2 сентября 1945 была подписана капитуляция Японии. В 1955 году был выведен в резерв ВМС США, после чего использовался в качестве учебного корабля. С 1984 года был модернизирован и в 1986 году был возвращён в боевой состав. Последний раз главный калибр линкора «Миссури» открывал огонь в Персидском заливе в 1991 году.
«Нью-Джерси» Имеет 19 наград за участие в операциях во время Второй мировой,корейской,вьетнамской,ливанской и иракской("Буря в пустыне") войн.
"Висконсин" в 1956 столкнулся с эсминцем "Итон" и сильно повредил носовую часть. Благо на стапелях ржавел однотипный недостроенный "Иллинойс"- чей носовой отсек и каннибализировали для быстрого ремонта.
Уникальный случай в мировом кораблестроении-все четыре построенных в серии линкора прослужили по полвека,участвовали во всех крупных конфликтах-и сейчас все четверо продолжают работать уже музеями. Действительно,столько не живут)
Вопрос на наблюдательность-на каком корабле служил коком гражданин Российской Федерации Стивен Сигал?
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Это Вас ни к чему не обязывает,а автора стимулирует к продолжению публикаций.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"