- Вряд ли кому-то из родившихся в СССР нужно рассказывать о картине "Бурлаки на Волге". Бурлацкий труд долгие годы использовался на русских реках. Помимо своей монотонности, он являлся крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра, проходимости берега.
- Кто-то из бурлаков молча тянул лямку. Кто-то не выдерживал, уходил из бурлацкой жизни. Русского бурлака Фёдора Блинова тяжелая бурлацкая доля навела на мысль о конструировании нового технического устройства.
Вряд ли кому-то из родившихся в СССР нужно рассказывать о картине "Бурлаки на Волге". Бурлацкий труд долгие годы использовался на русских реках. Помимо своей монотонности, он являлся крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра, проходимости берега.
Кто-то из бурлаков молча тянул лямку. Кто-то не выдерживал, уходил из бурлацкой жизни. Русского бурлака Фёдора Блинова тяжелая бурлацкая доля навела на мысль о конструировании нового технического устройства.
Родился он в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Фёдор был первым членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Фёдором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе.
Впервые гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла Блинову в 1878 году. Уже в 1879 году он построил платформу на двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске при огромном стечении народа.
В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора.
Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки — наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп, который в 40-х годах технически неграмотные, но охочие до сенсаций журналисты назвали "трактором". Ошибка закрепилась, с тех пор Блинова называют русским изобретателем трактора. На самом деле приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки. Это, кстати, стало в последующие годы хорошим подспорьем для отечественных инженеров в разработке настоящих тракторов.
Вот как описывалось изобретение Блинова в газете «Саратовский листок» от 4 января 1881 года:
Некто крестьянин Блинов, служивший механиком у г. Плигина, изобрел машину для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами. Устройство незамысловатое - рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задник колес движутся наподобие приводного шкива. Машина обещает громадные выгоды и приложение во всех местностях.
И чуть позже, 8 января того же года:
г. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружёная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда.
На рубеже XIX−XX веков Ф. А. Блинов изобрел свой вариант четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти (и его сын открыл завод по производству таких двигателей)
Видеосюжет саратовского краеведа,журналиста Юрия Каргина о Федоре Блинове