13.09.2018 Постановлением Совета Министров ДНР № 2-29 в Порядок были внесены изменения, которые, по мнению властей, должны упростить прохождение процедуры узаконивания самоволки. Прошло время и теперь можно поговорить о том, легче или тяжелее стало физическому лицу узаконить самовольное строительство.
Какие нововведения сделаны этим последним Постановлением.
1. В перечень объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию добавлена недвижимость, право собственности на которую получено в результате легализации правоустанавливающих документов.
А что, раньше было нельзя?
Когда собственник недвижимости узнает о самовольном строительстве? Только после получения техпаспорта, в котором будет стоять соответствующая отметка, а, чтобы получить техпаспорт, собственник должен предъявить в ОТИ правоустанавливающий документ с отметкой минюста о его легализации. Легализация документов не имела никакого отношения к процессу принятия в эксплуатацию самовольного строительства, ведь прежний Порядок от 10.03.2017 применялся к объектам самовольного строительства, возведенным до 20.05.2015 и все! Исходя из этого документа, никого не волновали основания получения права собственности на эту недвижимость.
Получается, что чиновники узаконили то, что и без них делалось, т. е. разрешили солнцу вставать, а весне приходить.
2. Особо умиляет, что теперь, если у нарушителя нет прав на земельный участок, на котором возведен самострой, для узаконивания частных домов и гаражей можно «обойтись» письменным согласием собственника земельного участка.
Можно встретить комментарии, типа как это здорово, как чиновники думают о людях, ведь раньше нужно было предоставлять правоустанавливающие документы на землю (собственности или пользования), а теперь приложил письменное согласие собственника земельного участка и можно расслабиться!
Пишут это, в основном, теоретики, в глаза, не видевшие этого письменного согласия.
Прежде всего, к кому идти за получением письменного согласия, кто у нас собственник земли? Вряд ли самовольное строительство возникло на земле соседа, скорее всего на свободном участке, поэтому ответ напрашивается сам собой – государство, в лице уполномоченного органа управления земельных ресурсов, т. е. чиновник.
Чиновник действует либо по инструкции, либо по прямому указанию вышестоящего начальника, который также обязан действовать по инструкции.
Так вот, инструкции о порядке выдачи согласия собственника на пользование земельным участком, на котором самовольно возведен частный дом или гараж нет, а вышестоящий начальник потому и стал начальником, что у него развит инстинкт самосохранения, поэтому ему легче отказать просителю - за это его могут слегка пожурить, при условии, что общественность поднимет волну, а вот если он проявит инициативу и без инструкции примет решение, то его могут и уволить, если того захочет вышестоящий начальник.
Короче говоря, получение письменного согласия скатится к заключению договора аренды земельного участка, т. е. к получению права пользования землей – к тому самому правоустанавливающему документу, без которого, якобы, теперь можно обойтись. Что это такое и какие этапы нужно пройти, тема отдельной статьи. Здесь только скажем, если собственник захочет самостоятельно заключить с государством такой договор, сотрет ноги до задницы!
3. Но вот что стало вишенкой на торте, так это изменения, внесенные в п. 6 ст. 4.3 Порядка. Если раньше за самовольное строительство штрафовали только собственников общественных зданий I-II категории сложности, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения I-II категории сложности, т. е. собственников частных домов, дач и гаражей это не касалось, то теперь штраф обязаны платить все, а для подтверждения обезналичивания собственник недвижимости должен к пакету документов приложить копию постановления по делу об административном правонарушении и копию квитанции об оплате этого штрафа.
Штраф, вроде бы маленький (от пяти до десяти не облагаемых минимумов доходов граждан – ст. 97 КУоАП), но беготни прибавилось.
Чтобы заплатить штраф нужно сначала получить постановление по делу об административном правонарушении, для чего собственник должен обратиться в Государственную архитектурно-строительную инспекцию ДНР при министерстве строительства ДНР, куда бедолага, в конечном счете, должен подавать весь пакет документов.
В суде легко отменить это постановление, поскольку, согласно п. 7 ст. 247 КУпАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 КУпАП. В нашем случае это два месяца со дня обнаружения правонарушения.
Кроме того, ответственность за совершение правонарушения лежит на лице, осуществившем строительные работы, которым считается собственник недвижимости. А если человек вступил в наследство или легализовал украинский договор купли-продажи, что тогда?
Но штраф, вроде бы, маленький, а с судом возни много, поэтому собственнику легче расстаться с деньгами, чем отстаивать свои права и государству, опять же, прибавка в казну!
Так что люди будьте спокойны, чиновник думает о вас!
А вывод о том, легче или дешевле стало узаконить самострой, читатель теперь может сделать самостоятельно.
14.06.2019.