Найти в Дзене
Литосфера

Время в пьесах А.П. Чехова или "Драма русского интеллигента"

Оглавление

Мотив времени в пьесах Чехова прослеживается постоянно. Герои его произведений вспоминают о времени в самые разные периоды своей жизни. Они говорят и о разных мгновениях «своего» времени: о прошлом, о старости, об однообразии будней.

По словам Б.И. Зингермана: «Особенно часто, с удивительно странной настойчивостью в их диалогах возникает тема возраста, годов, которые прожиты и которые предстоит пережить».

Едва появившись на сцене в пьесе «Чайка» Треплев с сарказмом отзывается о своей матери:

-Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же ей сорок три, и за это она меня ненавидит…

-2

Так же тема возраста возникает в начале второго действия в этой же пьесе. Аркадина хвастается перед Машей своей моложавостью, но все же из разговор глубоко уходит в рассуждения о жизни и смерти.

-Станем рядом. Вам двадцать два года, а мне почти вдвое. Евгений Сергееич, кто из нас моложавее?

-Вы, конечно.

-Вот-с…А почему? Потому что я работаю, я чувствую, я постоянно в суете, а вы сидите все на одном месте, не живете…И у меня правило: не заглядывать в будущее. Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать.

-А у меня такое чувство, будто я родилась уже давным-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф…

Нельзя быть моложе...

А.П.Чехов придает проблеме возраста героев большое значение. Так, в своих записных книжках, он пишет: «Прежде герои повестей и романов(Печорин, Онегин) были 20 лет, а теперь нельзя героям быть моложе 30-35 лет. То же самое скоро будет и с героинями».

Молодых, порывистых романтиков должны заменить герои, которые уже столкнулись с суровой действительностью и несут на себе бремя этого долгого и тяжелого столкновения. Как пишет Б.И. Зингерман: «…главная драматическая тема у Чехова связана с персонажами, которым близко к сорока или за сорок».

-3

Такой возраст взят Чеховым неслучайно, именно сорокалетие означает некий рубеж, границу, от перехода которой зависит дальнейшее существование. Сможет ли герой от надежд и разочарований перейти на другую сторону? Сменится ли свобода на несвободу? Зачастую так и происходит. Множество возможностей оказываются погребены под слоем обреченности. Герой вынужден двигаться только по намеченному пути. Почему? Ответ опять заключен во времени, а оно вновь и вновь продолжает уходить.

В этом отношении, состояние чеховских героев находится ровно посередине: они с удовольствием еще вспоминают молодость, но уже чувствуют и близкую старость.

Как называет это Б.И.Зингерман: «Герои Чехова оказываются на суше в момент трагического отрезвления, когда с внезапной пугающей ясностью осознают, что жизнь коротка и прожита не так, как следует, и что переделывать ее кажется уже поздно».

-4

Очень умело А.П. Чехов вводит в пьесу и персонажей помоложе. Нина Заречная, Треплев, Три сестры – все они приобщаются к общей драме сорокалетних. Нина Заречная в последнем акте «Чайки» жалуется, что утомилась, о своей усталости говорят Ольга с Ириной в «Трех сестрах».

Старость души!

Герои Чехова стареют чаще не физически, а именно морально. Молодость даже для самого писателя являлась синонимом огромных возможностей, свободы действий, некого душевного простора. Всего этого герои лишены. Дело уже даже не в том, что они живут за толстыми заборами, в крепких, словно тюрьмы, домах, нет. А.П. Чехов обращает внимание читателя и зрителя на то, что сама русская жизнь старит их. Она утомительна, как и то выматывающее время.

Скафтымов характеризует это состояние, как «драму русского интеллигента». Его ресурсы энергии иссякли, порывы нервной возбудимости сменяются ужасной усталостью, апатией, а надежды рассыпаются в прах.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал!