Гильермо дель Торо, 2006
Реальная война и волшебная сказка в одном флаконе. Причем реальность в фильме пугает сильнее, чем выдуманные монстры. Но если сказать зрителям «вот фильм про то, как франкисты добивают остатки партизан», никто не ломанется его смотреть. Другое дело, если объявить его как фильм ужасов и фэнтези. Я понимаю маркетологов – на ужастик легче заманить людей, чем на кино про гражданскую войну в Испании, где главный герой – типичный эсесовец (или чекист), но тут они явно попутали берега с позиционированием. Кино гораздо сложнее, чем его рекламный образ.
Подобный фильм вполне можно было снять на основе советской истории – про борьбу с лесными братьями в Прибалтике или с бендеровцами на Украине. Только добавить к боевым будням бойцов избушку на курьих ножках, кощея, лешего вместо фавна и закрутить все в один сюжет. Никто еще не додумался? А зря.
Итак, 1944 год, союзники уже высадились во Франции, а зондеркоманды Франко еще ловят республиканцев по лесам. Капитан Видаль, психопат и садист, командует одним из таких отрядов. К нему едет беременная жена – потому что ему взбрендилось, чтобы ребенок родился при нем. А с ней дочка 10 лет, ее папа погиб «на той единственной гражданской». Девочка любит читать и везет с собой кучу книжек. Она верит в волшебные сказки – и сказка начинается.
Говорят, что она похожа на Алису, но нет, она совсем другая. Алиса – хулиганка и спорщица, она исследует свою волшебную страну и постоянно рефлексирует, оценивает происходящее. (Мы же знаем, что на самом деле это сказка про математику) Здесь же совсем другая история: Офелия (так зовут девочку) – это принцесса из подземной страны, откуда она убежала и забыла дорогу домой. Три милых-милых феечки сидели на скамеечке приводят ее в лабиринт, где она встречает Фавна, а он ей разъясняет кто она такая, но, чтобы доказать это ей надо выполнить три задания. В сказках всегда так.
Так-так… Где-то я это видел…. Фильм 1973 года, «Дух улья» Виктора Эрисе.
https://www.facebook.com/s.makarov15/posts/10217111110145409
Тоже глухой угол Испании, конец гражданской войны (1940), тоже девочка, верящая в монстров, помогает раненому партизану, а потом его убивают. Меньше фэнтези, чем у дель Торо, только Чудовище Франкенштейна из старого фильма, однако меня зацепило больше. Пожалуй, эти мультяшные вставки только отвлекают от по-настоящему важного сюжета. Как если бы между эпизодами «Иди и смотри» Климова были истории про каких-то фиксиков.
Из фэнтезийной части по-настоящему страшен только Бледный человек. И что Офелия не стырила его глаза пока он был неактивирован? Алиса бы точно сунула их в карман, а эта посмотрела и положила на место. Вот он действительно мерзкий, а первое испытание с жабой это прям как форт Боярд – пролезь по грязи и противным насекомым, скормить три камушка огромному земноводному существу и достать золотой ключик и омерзительного комка слизи. Даже Буратино с этим бы справился. А сам Фавн похож на какое-то говорящее дерево из советских мультиков, сорри.
Для справки: говорят, что Бледный Человек в фильме “Лабиринт Фавна” основан на старой японской легенде о Теноме. Теноме был слепым человеком, который был избит и убит грабителем. Он вернулся, как призрак, но его желание отомстить было настолько велико, что его слепые глаза исчезли, и вместо них выросли новые глаза на его руках. Теперь он бродит по городам и деревням в поисках грабителя, который убил его. Он видит, размахивая руками перед собой. Но Teноме не видел лицо своего убийцы, и просто убивает любого, кто попадёт в его руки. Хотя у него есть глаза в его руках, он все еще ослеплён своим гневом.
А в это время ее маньяк-отчим беспередельничает. Задержали в лесу деда-крестьянина вместе с сыном, тот просто пошел кроликов пострелять на еду – этот фашистский гад их убивает с особым цинизмом, еще и кролика себе забрал, на обед. А чтоб никто из местных партизанам не помогал, собрал всю еду у населения, запер в амбаре и стал выдавать по карточкам.
Как водится, у партизан есть свой агент в деревне. Это Мерседес, служанка у Видаля и отчаянно смелая женщина. Под носом у фашистов таскает еду в лес еще и письма передает. Она становится единственным другом Офелии, всем остальным взрослым не до нее. Даже маме – понятно, что ей и физически тяжело перед родами, но и какого черта она связалась с этим выродком Видалем? Но девочка маму все равно любит и попросила Фавна помочь. Он дает ей корень мандрагоры – растения, которое мечтало стать человеком, который надо положить в миску с молоком и каждое утро давать ей две капли крови. Мама сразу пошла на поправку, но тут капитан застукал девочку за непонятным занятием, наорал на всех и ушел, а мама сгоряча кинула мандрагору в огонь. Ну и дура. Померла при родах. Нельзя так с волшебными подарками обращаться. – И со своими детьми. Капитана это весьма устраивало – сын ему был нужен, а жена нет. Тем более ее дочь.
Дело движется к развязке. Партизаны устаивают удачный налет на склад продуктов, но при этом подставили Мерседес – нет чтобы взорвать дверь, открыли ее ключом. А она вроде как поклялась капитану, что все ключи сдала. Фашисты сделали ответный ход – догнали отступающих и многих перестреляли, а одного захватили в плен. Ну и давай мучить – как палач Вальтер из советского кино «Вариант Омега». Потом вызвали доктора, чтоб подлечить пленного и продолжить пытать, а тот устроил эвтаназию – вколол укольчик и все. Доктор был честный человек, его просто достало прислуживать фашистам, за что его Видаль и застрелил.
Мерседес почуяла, что она следующая и по тропинке в лес ушла. Офелия тоже с ней увязалась, ибо оставаться с отчимом-психопатом совсем не вариант. Но их обеих сцапали фашисты. Девчонку заперли, а Мерседес в сарай, тоже пытать собрался этот изверг. Только она оказалась девка шустрая, не то, что раненый боец или доктор, у нее с собой ножичек был припрятан. И пока капитан инструментики свои раскладывал да приговаривал, она ножичек-то достала и капитану под ребро – раз и еще раз. А потом нет чтобы по горлу, да и дело с концом, она ему только щеку разрезала, сделал из него полу-Джокера. И снова в лес шасть! Но не тут-то было. Фашисты вскочили на коней и в погоню, догнали, окружили – а сдаваться ей точно не фонтан. Но тут подоспели партизаны, всех перестреляли, спасли девицу. А командовал партизанами ее меньшой братец.
Наступает финал. Фавн дает Офелии последнее задание – взять своего новорожденного братику и принести в Лабиринт. Хм. Ей бы стоило насторожиться, обычно младенцев в такие места для хорошего дела не таскают. Однако она подчиняется. Подливает отчиму в стакан с водкой снотворное, выкрадывает малыша и уже почти – но этот гад стойкий оказался, не уснул сразу богатырским сном, а таки за ней погнался. Но не шибко быстро, поэтому девочка успела добежать к Фавну, а тот такой стоит с ножичком и говорит, ну давай братика, нам нужно немножко невинной крови, чтоб открыть ворота в твое подземное царство. (Вы еще не забыли, что она принцесса?) – А девчонка ни в какую. Не дам братика резать и все. Тем временем доковылял до нее капитан – видит, что его падчерица разговаривает с пустотой и держит ребенка.
А Фавн ей такой – ну раз не даешь брата, то типа дверь не откроется, крутись тут сама как хочешь, а я пошел. Ни фига ты больше не принцесса. Капитан забрал у нее ребенка, а ее застрелил. Выходит он из лабиринта – а там партизаны. Понял сукин сын, что ему кранты, отдал ребеночка Мерседес и хотел было сказать пафосную речь, расскажите, мол, сыну, как погиб его отец. – «Он даже имени твоего не узнает» – и пулю в лоб. (Почему-то прям в лоб не попали, куда-то в лицо, странно для кино.)
И типа эпилог. Оказывается, Офелия поступила правильно и прошла испытания. Портал открылся, ее папаша-король сидит на троне и встречает ее (а мог бы встать и обнять). Фавн тоже там и феечки, которым вроде бы откусил головы Бледный человек, и еще куча подземных жителей. Тут и сказочке конец.
По мне, так какое-то сумбурное впечатление остается от фильма. Не очень верится в сказку. А в фашистов – вполне. И не надо нам рассказывать про т, что при Франко было же и хорошее, экономика росла и все такое. Фашист он и есть фашист. Это ничем не компенсируется.