Несколько способов погрузки танкеров в море.
Нефть насобачились высасывать из Земли-матушки разными способами.
Дырки сверлят в земле,пески нефтяные как-то там лопатят,сейчас вот сланцевую нефть окучивают.
Сверлят дырки и на дне моря-окияна.
Засверлить и добыть, это одно.Надо ещё нефть доставить потребителю.
Там,где глубины и деньги позволяют, строят причалы.
Но есть ещё один хитрый способ экономии на причале.
Это установка в море монобуя.
Обозвать это SPM, то есть Single Point Mooring.
Экономия - во все поля.Нет затрат на строительство причала.Нет затрат на углубление и обслуживание фарватера и путей.
Глубина изначально подбирается подходящая для осадки танкеров.
Выглядит монобуй так.
Вкратце схема работы такова.
От береговых ёмкостей, по дну до монобуя проложены шланги. Шланги с помощью подвижных скользящих фланцев,соединены с монобуем, и дальше от монобуя уже сами грузовые шланги, которые цепляют к танкеру. Обычно их пара, но бывает и больше.
И, хотя сам монобуй стоит на якорях,
из-за скользящего соединения фланцев, монобуй может вращаться по плоскости на 360 градусов.
Вот так:
Танкер подходит к монобую, принимает с него две швартовые цепи, выбирает себе на бак, крепит эти цепи, и всё время погрузки держится на них. Практически монобуй играет роль якоря.
Я не буду описывать тонкости швартовки, уж это вам ни к чему, на каком звене закладывать пал,и прочее.
С кормы корректирует и контролирует движения судна буксир.С помощью буксирного конца.
Оттягивает,чтобы танкер не пошёл вперёд.Удерживает от движений в стороны.
Течения,ветер... танкер крутится по ветру и течению вместе с монобуем. Флюгер.
На баке постоянно вахтенный матрос. Следит за натяжением цепи. Смазывает клюз тавотом, цепь всё таки трёт клюз.
В последнее время есть ещё и видеонаблюдение. И за цепью, и за матросиком.
Поднимаем пару шлангов, шлангуем к манифолду - погрузка-разгрузка пошла.
Недостаток монобуя - погодные условия. Иной раз можно неделю стоять и ждать погоду.
Видов этих буёв, достаточно много.Есть и и виде крана.
Например в Де-Кастри:
Но монобуй, это всё таки недалеко от берега.
А если нефть добывают далеко?
Тогда FSPO/FSO
Floating Production, Storage and Offloading/
Танкер, на который качает нефть буровая станция.
Танкер, как плавучий резервуар.
Он никуда не ходит,хотя может,конечно, но он стоит.
И уже он отгружает нефть на танкеры,которые её увезут.
Схема такая :
Вот, собственно, и вся разница с монобуем. Схема швартовки практически такая же.
Цепи на баке,буксир на корме.
Но это всё была вводная часть.
Сам пост вот -
Только из за таких стоянок..иной раз и не хочется работать на танкере.
Стоишь..чёрт знает где.Разгрузились,например.
Развернулись, пошли куда то на погрузку. И там тоже стоишь, чёрт знает где.
И так может пройти весь контракт.
А теперь, картинки.
По теме "монобуй".
Погрузка в Брунее.
Южная Корея. Танкер 300 000 дедвейтом на монобуе.
Порт Ульсан-Онсан.
Поскольку шланги плавают, пара буксиров дежурит возле них.
Свободный монобуй.
Де-Кастри. Кран-монобуй.
Чтобы грузиться с крана, судно оборудовано носовым погрузочным устройством - НПУ, или bow loading.
Чаще всего такое НПУ смонтировано на танкерах-челноках, основная задача которых вывезти нефть с промышленного поля, доставить до места перегрузки уже на коммерческий танкер.
Вид на кран с мостика.
Фотографировать само место шланговки запрещено, не по секретным соображениям, по требованиям безопасности.
Танкер-челнок в Скапа-Флоу, Шотландия.
Оман. 300 тыщ грузится.
А теперь FSPO.
Север Сахалина.Буровая Моликпак.
В роли отгрузчика - танкер "ОХА" - "ОКНА" в английском варианте.
Стоял мёртво.Но иногда, во время сильных штормов снимался со шланга, и уходил штормовать.
На зиму тоже уходил. Льды. Зимовал в Южной Корее.
Мы называли это Виндовз.
Танкер имел на корме гигантскую катуху с намотанным шлангом.
Сори за качество фото, это начало 2000х.
Подход к "Охе".
Закрывали навигацию, последняя загрузка.
Штормило хорошо..
Волной сломало трап.
Не моя фото, но видно катуху.
Сразу всё попало...
Моликпак, FSO Оха, танкер Приморье, буксир Смит Сахалин.
Немного с другого ракурса
Только вместо Приморья..Палмстар Черри.
Оха во льдах и осенью.
Шурует там..штормами хорошо.
Волна на Моликпаке.
Сивучи на бульбе Охи, буе и шланге.
P.S. Норвеги таки исхитрились, придумали и построили одну дивную приспособу, заменяющую монобуй. Погружную грузовую платформу. Изобретение настолько восхитительно, что заслуживает отдельной статьи.
Вот эта платформа.