Порой иностранцы приезжающие в Москву, удивляются присутствию в нашем метрополитене дежурных у эскалаторов. Мол зачем они там нужны, ведь по сути, эти люди ничего такого не делают, без чего эскалатор не смог бы работать. Однако если отбросить в сторону старую шутку о том, что они там педали крутят, дежурный у эскалатора выполняет важную функцию обеспечения безопасности пассажиров. Он должен следить за потоком людей на эскалаторе, и в случае внештатных ситуаций, предпринять меры по их пресечению.
Но мало кто знает, что раньше, до 50-х годов прошлого века, таких дежурных в метрополитене столицы нашей Родины, можно было встретить не только у эскалаторов, но и… в тоннелях.
Как известно безопасности много не бывает. А потому, чтобы дополнительно гарантировать её для десятков тысяч пассажиров, которые спешили посетить станции первой очереди метро, у каждой стрелки, прямо там, в тоннеле, был свой дежурный стрелочник. Самое интересное, что стрелки он вручную не переводил, как можно было бы подумать. Для этого уже в то время существовала автоматика. Его задачей, как и в случае с бабушкой у эскалатора, было вести наблюдение за стрелкой.
"Что за ней наблюдать?" - спросите вы. Стрелка, она и есть стрелка. Так-то оно так, только видимо тогдашнее метрополитеновское начальство, не очень доверяло технике. Вот и должен был рядом находиться человек, который после каждого прохождения поезда, выходил из своей будки и смотрел, все ли нормально с переводом. А если вдруг автоматика выходила из строя, должен был руками переводить при необходимости стрелки, когда поезду нужно было сойти с главного хода.
Работа была очень специфичная, никто не спорит. Обитал этот житель подземелья в специальной будке, оборудованной по последнему слову техники: лавкой - чтоб сидеть, фонарем - чтоб светить, и телефоном - чтоб звонить. А с другой стороны, что ему еще там было нужно? Телефон, кстати, разумеется внутренний. Позвонить "Галочке" чтобы за разговорами скоротать время, оттуда было нельзя. Да и когда его коротать, если после каждого поезда, нужно проверять стрелку? Благо интервал движения тогда был все же больше, чем в наши дни. Однако сидеть под землей в будке, при постоянном шуме и смотреть на проносящиеся мимо, прям перед твоим носом поезда, работенка конечно не для каждого.
Убрали дежурных со стрелочных постов лишь в 50-е годы. Кстати, на некоторых участках в тоннелях до сих пор сохранились их будки. Нет, в них человек уже не сидит, но будки никуда не делись. Если хотите своими глазами оценить рабочие условия дежурного по стрелке, в тоннель вас конечно не пустят. Но одна из таких будок находится в музее метрополитена, который расположен прямо в вестибюле станции метро "Выставочная". И вход туда, между прочим, бесплатный.