Любе 35 лет. Недавно она пришла заниматься аэробикой в наш спортклуб. Oна очень похожа на Анжелину Джоли. Даже наш единственный в группе парень Элмар, которого все считают немного странным, а то и «голубым», спросил: «А вы с Анджелиной Джоли случайно не сестры?» Ну надо же! И это наш Элмар, который никогда к девчонкам не проявлял интереса!
...Как-то после гуляния по магазинам мы зашли к ней. Люба снимает маленькую квартирку в тихом центре Риги. Пошел снег, мы выпили кофе с бальзамчиком, и Люба достала альбомы с фотографиями. Ее фото десятилетней давности меня поразили: с них на меня смотрела блеклая тетка неопределенного возраста, с бесцветными волосами, в бесформенных свитерах и майках; на ногах -- шлепанцы. В позах была зажатость и какая-то съеженность, в глазах -- полная безучастность. На этих фотографиях Люба выглядела минимум на 10 лет старше, чем сейчас. Я в изумлении подняла на нее глаза: ”И это -- ты ?!!” На что Люба улыбнулась: «Я, но в прошлой жизни».
Оказывается, она родилась и всю жизнь жила в местечке Броцены и до своих 30 лет в Риге-то всего пару раз была. Заочно окончила лиепайский пед, работала в школе. Познакомилась с парнем, вышла замуж, вроде по любви. Жили у Любы вместе с родителями, но вскоре муж загулял. И в итоге переехал к своей очередной пассии, которая жила в Риге в отдельной квартире. Люба была не то что в депрессии, просто в трагическом ступоре. Жизнь, казалось, кончилась: единственное счастье, которое было у нее в жизни – замужество -- и то потерпело позорный крах.
В это время приехала в отпуск Любина младшая сестра Кристина, ее полная противоположность. Сразу же после школы она поступила в Риге в университет. Первый год провела практически в нищете, подрабатывая официанткой, но к себе «в деревеньку», как она выражалась, не возвращалась. А потом познакомилась по Интернету с португальцем и еще через год улетела к нему в Лиссабон.
И вот в такой «черный» момент в Любиной жизни прикатила сияющая и цветущая Кристина. Видя, как чахнет старшая сестра, Кристина сказала: «Прилетай к нам! Тебе надо хотя бы ненадолго вырваться отсюда!». И дала ей внушительную сумму в долларах. Сказала, что все сделает: встретит в аэропорту, обеспечит и проводит назад.
Через неделю Кристина улетела, и на Любу нахлынула новая лавина тоски; она вспомнила всю свою жизнь: что в ней было светлого? Вспомнился приезд в Ригу, где к ним с мамой и сестрой подошел какой-то мужчина и попросил Любу прийти на фотопробы, но мама даже не дала ему договорить и потом долго твердила о маньяках. Вспомнился выпускной класс, когда мальчишки уговаривали ее принять участие в конкурсе «Мисс Школа», но она стеснялась. Потом вспомнилось, как занятие вокалом в кружке пришлось бросить, потому что так хотел муж.
Стало нестерпимо горько от того, что она всю жизнь боялась поступков, боялась что-то изменить, сделать шаг... И всю жизнь плыла по течению, потому что так проще... Поистине, вся наша жизнь – это цепь нереализованных возможностей!
Через неделю позвонила Кристина и спросила: «Ну что, решила?» Она решила. Взяла отпуск. Терять было нечего. Она хотела сделать что-то несвойственное для себя. Мама была против, возмущалась («Ну куда ты летишь? У тебя что, лишние деньги есть? Нашла время развлекаться!»).
...И вот наконец он -- Лиссабон! В аэропорту к ней бежит взлохмаченная Кристина, рядом какой-то парень. Встретились, обнялись. Кристина сбивчиво объяснила, что ей только что звонили с работы, срочно надо быть там, а к вечеру она будет дома. Это Жоржи, компаньон Кристининого мужа, он пока займет и развлечет Любу, покажет город.
По-русски Жоржи говорил плохо. Но удивительно, что вообще говорил. Почему-то он решил, что Любе надо показать магазины, парки и все достопримечательности Лиссабона сразу. Любе же больше всего хотелось горячего кофе, ванны и покоя. Она так и сказала ему об этом. Жоржи развернулся. Они проезжали удивительные здания, величественные памятники, экзотические деревья, цветы, которых Люба в жизни не видела. Необычность всего этого кружила голову. На Любу внезапно напало такое спокойствие, какого она не испытывала много лет: ей не надо ни о чем беспокоиться, сейчас она гостья и беспокоятся о ней. В тот самый момент она поняла: теперь все будет по-другому.
Приехали к Жоржи. Удивительно чистая квартира, ничего лишнего. Смешной балкончик, на полу мохнатый белый ковер. Любе еще подумалось: почему такой белый? Это ведь непрактично! Наконец Люба в ванне. Как хорошо... Сейчас, на эти несколько дней ее ждет другая жизнь... В дверь ванной просунулась рука с белоснежным халатом, осторожно повесила его на вешалку рядом с дверью. Люба вышла, Жоржи заварил кофе. На столе стояла бутылка вина.
Далее все и случилось. Белый ковер стал немым свидетелем превращения Любы в другого человека. Никогда еще ни один мужчина в жизни Любы не был так экзотически нежен и изобретателен. А как смешно он произносил ее имя! Наверное, тогда она впервые полюбила его. И себя -- такой, какая есть...
...Вечером Кристина спросила: «Все в порядке?»-- «Более чем», -- сказала Люба. «Я так и думала», -- сказала Кристина. Они поняли друг друга.
Жоржи заезжал к Любе в сиесту, а также сразу после работы, старался показать весь Лиссабон. Вместе с Кристиной и ее мужем они побывали в красивейших садах, в парке Монсанто, в Музее королевских карет, в замках и крепостях, названия которых Люба сейчас не вспомнит; на мысе Кабу де Рока -- самой западной точке европейского континента... Tанцевали на ночных дискотеках, ели смешные булочки в кафе, выпили море вина, гуляли и смеялись, держась за руки...
Но самые незабываемые впечатления у нее остались от того, что происходило на белом пушистом ковре. И на балкончике, и на кровати, и на пляже, и даже в забавном пустом трамвайчике, взбиравшемся в гору... Это было восхитительно! Она поняла, что жизнь может быть другой!
В последний вечер она решила побродить по улицам одна. Шла, глядя на свое отражение в витринах, а вокруг проносились, проплывали и проезжали интересные смуглые мужчины... В узких улочках карабкались в гору желтые трамвайчики без дверей... Из открытых кафе доносились звуки надрывно-печальных песен... Ласково шелестели пальмы... Вечером за ней должен был заехать Жоржи.
Так не спеша Люба подошла к базарчику, а вот и павильон цветов. Какое разнообразие! Любе хотелось привезти что-то из этого сказочного города и поставить на подоконник. Ходила, зачарованная, и вот увидела цветок невиданной красоты: ей так захотелось его купить! Но за прилавком никого. Через полминуты откуда-то снизу поднялся с горшком земли... такой красавец! Она уже привыкла, что мужчины здесь интересные... Но этот! Это было что-то особенное! Или это ее романтическое настроение? Что произошло в этот момент? Какая-то вспышка в сознании? Или затмение? ...И было ложе любви в какой-то маленькой комнатке посреди диковинных цветов... «Наверное, так выглядит рай», -- подумалось Любе.
...Прощание с Жоржи в аэропорту было нестерпимо-грустным и в то же время отрезвляюще-реальным. Спасибо этому страстному Мужчине за то, что он подарил ей не просто праздник души и тела, но -- самое главное: ощущение себя новой. Она почувствовала в себе силы: нравиться, любить, преодолевать преграды и менять что-то в своей жизни...
Вернувшись домой, Люба съехала от родителей, сняла квартиру в Риге. Устроилась работать в частную школу в Риге. Разыскала курсы португальского языка и с удовольствием окончила их. Пошла на аэробику и йогу. И еще ей очень захотелось купить хоть небольшую, но свою квартирку.
А недавно я столкнулась в подъезде Любиного дома... с нашим Элмаром! И Любе пришлось расколоться: «Да, было...» -- «Ну ты даешь!» -- удивилась я. Кстати, Элмар на 12 лет моложе Любы.
Весной в Ригу приезжают Кристина (она уже в положении) с мужем и Жоржи. Уж не знаю, в каком качестве приедет Жоржи, но Люба к этой встрече очень готовится.
=======================
Скачать свежий номер "Лилит" здесь:
Доставка бумажной версии по всему миру!
=======================
Ну и кто после этого будет отрицать, что:
1) любую красавицу может скукожить отсутствие настоящего мужчины, а любую замухрышку настоящий мужчина сделает красавицей;
2) в жизни каждой из нас бывает много шансов, но мы их не видим, не замечаем, проходим мимо, прячем голову в песок, потому что так хочет мама, муж, дети;
3) каждой из нас иногда так нужна Сказка, и надо однажды устроить себе эту Сказку...
Ну и...
4) Может, и правда, после 30 лет жизнь только начинается?
Татьяна, читательница "Лилит"
(с) журнал "Лилит" (Рига)