· В моей жизни были безоглядные чувства. Когда все приносилось в жертву. Даже забота о родителях. Но при всем том мне всегда было важно, чтобы мужчина, который мне нравился, сначала завоевал мои мозги. Чтобы мне с ним было интересно всю ночь проговорить. А не сразу, как говорится, прыгать в койку. И если я встречала такого мужчину, которого могла слушать с открытым ртом, радости моей не было конца -- пространство для меня раздвигалось. Видимо, это была такая ненасытная жажда общения.
· Каждый из моих мужей меня чему-то научил. Режиссер Владимир Фетин, мой первый муж, научил профессии. Вернее, ввел в нее, став в кино фактически моим крестным отцом. С ним связаны мои лучшие роли. Второй, океанолог, дал понимание, что такое океан. Правда, это был достаточно случайный брак, который продлился недолго. А третий, Игорь Андропов… Жизнь с ним научила меня невероятному терпению в том смысле, что... я действительно пыталась себя обуздать. На какое-то время главным в моей жизни стало желание понять человека: почему он поступил так, а не иначе? Казалось бы, все делала верно, а все равно что-то не клеилось…
Прежде всего он был человеком умным, невероятно образованным -- и обладал феноменальной памятью. Буквально за секунду мог просмотреть страницу книги и тут же пересказать ее. Неудивительно, что мне было интересно с ним. Сложность заключалась в том, что когда встречаются два зрелых человека, какими были мы, то у каждого из нас уже сформирован свой характер. И если в молодости все мягко и нежно, то в зрелости должно присутствовать невероятное желание прощать и терпеть -- причем с обеих сторон. А нам было по 45. Возраст, когда привычки и характер давно укоренились. Я к тому времени несколько лет жила одна. Он тоже был в разводе. И что такое свобода, мы оба знали не понаслышке…
Я очень люблю, чтобы каждая вещь в доме знала свое место. Я вообще люблю порядок -- в мыслях, в делах. Мне кажется недопустимым откладывать даже на час дело, которое можно сделать немедленно. А другой человек, может быть, думает иначе, он по-другому устроен. Иногда несовпадения служили поводом моего раздражения. Хотя и у него тоже характер был непростой.
Когда мы с Игорем поженились, его отца – генерального секретаря ЦК КПСС – уже несколько лет не было в живых. Юрий Андропов умер в 1984-м, а мы встретились в1987-м. Отец, думаю, стал причиной сложности характера Игоря. Потому что когда его папа был жив, со всех сторон были готовы, что называется, ж… лизать. А когда отец умер, люди стали исчезать, уходить. Думаю, такие исчезновения любым человеком тяжело переживаются. И Игорь не был исключением. Начались маленькие предательства. И большие подчас. А в жизни Игорь был достаточно скромным человеком. Со своими комплексами. И вообще семья их была небогатой -- как говорится, бриллиантов не накопили, кожаной мебелью не обзавелись…
· Мой первый брак был самым романтическим. Сначала мы с Фетиным жили в разных городах: я -- в Москве, он -- в Питере. Мы каждый день писали друг другу письма. И как только появлялись свободная минутка и денежки, я тут же мчалась в Ленинград, а Володя летел ко мне. Это были трогательные, истинные, искренние отношения. И очень жертвенные. Ну а со временем что-то уходит… Встречаешь мужчину, думаешь -- навек… И, образно говоря, строишь в воображении замечательный замок. Но годы идут, фасады требуют обновления, появляются трещинки... Мне, наверное, не хватило какого-то глубинного чувства любви. Чтобы принимать человека таким, какой он есть. Ему же не прикажешь – стань, как я хочу. Это глупо. Человека переделать невозможно.
После развода с Володей мы оставались в дружеских отношениях. Он для меня всегда был таким большим ребенком. Когда я ушла, оставила ему квартиру, в которой мы жили в Питере на Кировском проспекте. Но стоило ему заболеть, приносила еду, лекарства. А когда он в аварию попал -- у них на съемках машина перевернулась, помогла устроить в больницу, навещала. Есть такой тип женщин, которые, влюбляясь, как бы заменяют мужу мать. Вот я как раз принадлежу к такому типу. Мне нужно опекать своего мужчину. Когда мы были вместе, Володя даже не знал, где и что купить, какие носки или галстук надеть... В общем, он был далек от быта, весь -- в творчестве. И мне это безумно нравилось…
Да, я стала ему матерью, хотя он был старше меня на 15 лет. Притом что он был замечательным партнером в интимной жизни. Надежным другом. У меня не было необходимости ему нравиться. Я понимала, что он примет меня любую. И это тоже очень важно было для меня.
======================
Скачать свежий номер "Лилит" здесь:
Доставка бумажной версии по всему миру!
=======================
· Я не думаю, что мужчины должны понимать мой характер. Знаете, никто никому ничего не должен. Мы должны только Господу Богу. Все зависит от глубины чувств. Но я убеждена в одном: мужчина должен быть великодушным. Потому что женщина -- существо лабильное, психика у нее подвижная, эмоции, как и самочувствие, изменчивы…
Записала Вера Илюхина
(с) журнал "Лилит" (Рига)