Добрый день уважаемые читатели! Сегодня, я расскажу Вам о своей поездке к забытому памятнику архитектуры Храму Иоанна Златоуста, который находится в селе Ивановское Верхнеуслонского района республики Татарстан.
Село Ивановское было основано в 17 веке и насчитывало в разные годы его существования до 1000 жителей. Здесь была достаточно развитая инфраструктура; водяная мельница, бакалейная, казённая винная, кузница, 2 пивные лавки, 3 мелочные, земская школа главная достопримечательность села, это церковь Иоанна Златоуста, была построена в 1732 году (памятник архитектуры). На период 2002 года в селе проживало 6 человек, но сейчас постоянных жителей нет, село уже на грани исчезновения. Указателя населённого пункта с главной дороги мы не увидели, да и нет его как впрочем и самого населённого пункта. Вернее сказать нет населения. Свернув с главной дороги и проехав пару километров, перед нами открылась великолепная картина, таких красот редко где можно встретить, мечта наверное любого художника. Но до Ивановского мы ещё не доехали, да и не так просто туда добраться. Спустившись по крутому склону в село Патрикеево (асфальт к этому времени уже закончился), мы спросили у местного старожила дорогу.
Полузаросшая, едва просматриваемая дорога, петляла вдоль берега реки Свияга, по обе стороны дороги расстилается густой бурьян. Доехать до Ивановского в дождливую погоду или зимой, практически невозможно. От Патрикеева, до пункта назначения около 5 километров, дважды приходилось преодолевать препятствия, но всё же мы доехали и не считая помятой защиты можно сказать без проблем. Первое, на что мы обратили внимание, это то, что в Ивановское идёт новая ЛЭП, значит есть у властей задумки в отношении этой деревни. Первый дом, на нашем пути, был новый вполне добротной постройки, одиноко стоящий, с новым железным забором, но судя по заросшей дорожке к нему, скорее всего для временного проживания как дача. Проехав ещё немного, мы выехали на улицу с двумя рядами домов разной пригодности для жилья, от вполне хороших до полностью не пригодных. Домов на улице порядка 10 и мы быстро оказались около последнего. Дальше дороги не было и увидев в начале улицы одного из жителей, мы вернулись к нему. Александр (как он нам представился) сказал, что постоянных жителей здесь не осталось, а те кто есть приезжают только на лето, да и зимой иногда за домом присмотреть.
Узнав короткий путь к храму, мы продолжили свой путь, но уже пешим ходом, проехать можно, но придётся объезжать и далеко, а нам поскорее хотелось похлопать затворами фотоаппаратов.
Преодолев небольшой овраг и напившись холодной водички со святого источника, нашему взору предстала далеко не приятная картинка. Храм частично был обрушен, на фотографиях 2013 года был ещё купол на колокольне, а сейчас его уже нет, время не щадит, перед ним нет ни чего святого.
Александр говорил что храм хотели реставрировать и уже вроде как начинали, но пока на этом и остановились.
Обойдя храм, вернее сказать то, что от него осталось вокруг мы вошли внутрь, увиденное, заставило нас преклонить голову, по телу пробежали мурашки. Судя по всему местные жители не забывают храм.
На стенах сохранились фрески икон, чистый пол в храме, обвалившиеся части стен аккуратно убраны.
За могилой у храма, скорее всего служителя храма, тоже присматривают чистая и ухоженная, крест и ограда покрашены.
Судя по степени ветхости наружной части здания, мало верится что кто то возьмётся за её восстановление. А ведь так хочется, что бы купола Храма снова были видны за десятки километров, что бы звон колоколов был слышен далеко за пределами района и что бы такие памятники архитектуры как этот храм никогда не стирались с лица земли, что бы люди никогда не забывали о них.
Мы возвращались домой чувствуя долю вины, ведь знаем и видели всё своими глазами а сделать ничего не можем.