Найти тему
O K

Казерта - итальянский Версаль в окрестностях Неаполя

Про дворцово-парковый ансамбль в Казерте мы слышали множество восторженных отзывов. Расхваливают его не только жители Италии. Когда мы были в Питере, даже экскурсоводы в Петергофе утверждали, что Казерта превосходит Версаль, хотя первое почётное место они всё же присуждают своему родному дворцово-парковому ансамблю, про который я писала в статье "Фонтаны Петергофа". В Версале мы были зимой, когда фонтаны не работали, а в парке лежал снег. Зато удалось осмотреть интерьеры роскошного огромного Версальского дворца. В Большом дворце Петергофа мы тоже были. По роскоши и размерам он, пожалуй, немного уступает Версальскому, но каскадный парк с фонтанами в российском Петергофе, безусловно, превосходит французский образец. Так что, когда мы оказались в окрестностях Неаполя, решили обязательно съездить в Казерту, чтобы сравнить её с Версалем и Петергофом.

Утверждается, что дворец в Казерте - это самое большое здание, возведённое в Европе в XVIII веке.
Утверждается, что дворец в Казерте - это самое большое здание, возведённое в Европе в XVIII веке.

Королевский дворец начали строить в 1752 году для Карла VII Бурбона - короля Неаполя и Сицилии по проекту выдающегося голландского архитектора Луиджи Ванвителли. Под его руководством проектировалась площадь Данте и перестраивался королевский дворец в Неаполе. Грандиозный акведук в Казерте тоже спроектировал Луиджи Ванвителли.

Один из мраморных львов на парадной лестнице.
Один из мраморных львов на парадной лестнице.

Парадная лестница загородной Неаполитанской резиденции поражает воображение. Мраморные пролёты с прекрасными скульптурами львов и расписным плафоном на своде так восхитили заказчика, что став королём Испании, он приказал воссоздать нечто похожее в Королевском дворце Мадрида.

Как и в королевском дворце Мадрида, съёмка в покоях загородной резиденции Неаполитанских королей запрещена, в отличие от Версаля и Петергофа, где можно снимать всё. Здесь фотографировать свободно можно только парадный вход и лестницу.
Как и в королевском дворце Мадрида, съёмка в покоях загородной резиденции Неаполитанских королей запрещена, в отличие от Версаля и Петергофа, где можно снимать всё. Здесь фотографировать свободно можно только парадный вход и лестницу.
Плафон над парадной лестницей.
Плафон над парадной лестницей.
Парадная лестница.
Парадная лестница.
Втихаря мы всё таки сделали несколько снимков интерьеров дворца.
Втихаря мы всё таки сделали несколько снимков интерьеров дворца.

Анфилады залов типичны для всех дворцов разных эпох. Но в интерьерах Казерты анфилады кажутся бесконечными. Видимо было непросто соединить переходами 1200 комнат.

Тронный зал безусловно проигрывает Версальскому и Петергофскому аналогам.
Тронный зал безусловно проигрывает Версальскому и Петергофскому аналогам.
Интерьеры одной из 1200 комнат дворца.
Интерьеры одной из 1200 комнат дворца.
Ампирный декор.
Ампирный декор.
Дворец действительно огромный. Несмотря на то, что для осмотра туристов доступны не все 1200 комнат, представление о громадности здания мы получили. Королевские покои не так перегружены деталями и не так помпезны, как Версальские. И даже воссозданные после войны интерьеры Большого дворца Петергофа гораздо роскошнее. Так что дворец, по нашему мнению, если и достоин первого места, то только за свои размеры.
Дворец действительно огромный. Несмотря на то, что для осмотра туристов доступны не все 1200 комнат, представление о громадности здания мы получили. Королевские покои не так перегружены деталями и не так помпезны, как Версальские. И даже воссозданные после войны интерьеры Большого дворца Петергофа гораздо роскошнее. Так что дворец, по нашему мнению, если и достоин первого места, то только за свои размеры.

Пробежав по бесконечным королевским покоям, мы выбрались из каменного лабиринта на раскалённые от жаркого итальянского солнца просторы не менее бесконечного парка Казерты.

-12

Посмотрев на уходящую вдаль перспективу, мы скорее не восхитились, а ужаснулись. Пройти по жаре такое расстояние казалось немыслимым. Перед поездкой начитались советов о том, что не стоит пользоваться услугами местных извозчиков. Есть два варианта поездки на конном экипаже. Первый : вас за бешенные деньги на бешенной скорости проносят по аллее до верхнего каскада и, не высаживая возвращают обратно. Второй : очень медленно, но за те же деньги, на старой кляче, которая с трудом поднимается в гору, пассажиров дотягивают до последнего фонтана, высаживают там, пока несчастное животное отдыхает - дают время для фотосессии, и так же медленно возвращают седоков обратно ко дворцу. Возможно кому-то повезло больше с извозчиком, но нас такие варианты не устраивали. Был ещё вариант с экскурсионным автобусиком, но они возят пассажиров только по выходным, а мы приехали в будний день. На крайний случай, можно было воспользоваться прокатом велосипедов, но по жаре крутить в гору педали, а потом рискую здоровьем скатываться вниз, нам не улыбалось. Так что, мы морально подготовились к марш-броску, запаслись водой и шляпами и рванули покорять трёхкилометровую дистанцию по 35 градусной жаре.

Фонтан дельфинов первым встречается по пути. не считая невзрачного фонтана Маргариты, фотографию которого я даже не стала выкладывать.
Фонтан дельфинов первым встречается по пути. не считая невзрачного фонтана Маргариты, фотографию которого я даже не стала выкладывать.

Из пастей трёх морских чудовищ низвергается вода и с шумом заполняет бассейн нижнего каскада.

Выше фонтана дельфинов открывается вид на грандиозный каскад и пролёты балюстрады фонтана Эола - есть такой мифический персонаж-полубог, управляющий ветрами.
Выше фонтана дельфинов открывается вид на грандиозный каскад и пролёты балюстрады фонтана Эола - есть такой мифический персонаж-полубог, управляющий ветрами.
Луиджи Ванвителли строил грандиозные планы при создании дворцово-паркового комплекса. Не всё удалось воплотить в действительности.
Луиджи Ванвителли строил грандиозные планы при создании дворцово-паркового комплекса. Не всё удалось воплотить в действительности.
На верхней площадке фонтана должны были стоять скульптуры Эола и Юноны в повозке, запряженной павлинами.
На верхней площадке фонтана должны были стоять скульптуры Эола и Юноны в повозке, запряженной павлинами.
Но и без центральной скульптурной композиции фонтан выглядит неплохо. Многочисленные фигуры, украшающие фонтан олицетворяют разные ветра.
Но и без центральной скульптурной композиции фонтан выглядит неплохо. Многочисленные фигуры, украшающие фонтан олицетворяют разные ветра.
Фонтан Цереры - богини Плодородия.
Фонтан Цереры - богини Плодородия.
-19

Глядя на фонтан Цереры, появилась надежда на то, что осилить бесконечный подъём нам таки удастся.

Последний фонтан перед водопадом посвящён Венере и Адонису. Его мы снимали уже из тенёчка аллеи, утомлённые солнцем и на последнем издыхании.
Последний фонтан перед водопадом посвящён Венере и Адонису. Его мы снимали уже из тенёчка аллеи, утомлённые солнцем и на последнем издыхании.
Отдышавшись немного, и выпив все запасы воды, дошли наконец до конечной точки маршрута - водопада-фонтана Актеона и Дианы.
Отдышавшись немного, и выпив все запасы воды, дошли наконец до конечной точки маршрута - водопада-фонтана Актеона и Дианы.

Удивительная скульптурная композиция изображает, как гончие собаки Актеона готовятся растерзать своего хозяина, превращённого в оленя жестокой Дианой.

А наказан он был разгневанной богиней за то, что несчастный осмелился подсмотреть за тем, как она обнажённой выходит из воды.
А наказан он был разгневанной богиней за то, что несчастный осмелился подсмотреть за тем, как она обнажённой выходит из воды.
Диана со своими служанками, прикрывающими её наготу.
Диана со своими служанками, прикрывающими её наготу.
Посмотрев вниз на обратном пути, убедились, что не зря преодолели трёхкилометровый подъём.
Посмотрев вниз на обратном пути, убедились, что не зря преодолели трёхкилометровый подъём.

Сверху открывается изумительный вид на каскады и дворец. Замысел великого Луиджи Ванвителли, даже не полностью осуществлённый, поражает своими масштабами. Утомлённые, но довольные собой и увиденным, мы с чувством выполненного подвига, отправились в обратный путь, спрятавшись в тенистую аллею. Спускаться вниз было гораздо легче. Во первых с горки, а во вторых - не надо было вылезать на солнце, чтобы фотографировать фонтаны.

Сложилось впечатление, что весь дворцово-парковый ансамбль Казерты очень гармоничен, но точно проигрывает Петергофу, и пожалуй Версалю тоже. Но для того, чтобы получить полное представление о Версале, нам придётся съездить туда летом.

Надеюсь, что этот краткий фотоотчёт Вас не утомил. Если понравилась статья, ставьте пальчик вверх и подписывайтесь на мой канал.